Мир, газ, май
26.05.2010
—
Новости Экономики
|
Внезапное потепление отношений между Россией и Украиной вполне соответствует особенностям конца весны, когда в считанные дни сразу после ночных заморозков столбик термометра может стремительно подняться до курортных +26°С. Последние соглашения Киева и Москвы дали сразу несколько поводов говорить о непогодных сюрпризах. Во-первых, Россия и Украина подписали соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины до 2042г. с правом продления еще на пять лет. В обмен на это Украина получила 30-процентную скидку на российский газ в течение 10 лет, что позволит стране сэкономить около $40 млрд. Во-вторых, премьер-министр РФ Владимир Путин предложил объединить «Газпром» и «Нафтогаз» Украины. Это гарантировало бы России бесперебойный транзит газа в Европу, а Украине - обеспечило бы загрузку газотранспортной системы (ГТС) после завершения строительства «Южного потока» - альтернативного трубопровода, который обеспечит транзит значительной части российского газа в обход Украины. Беспрецедентное предложение, похоже, стало неожиданностью и для российского, и для украинского энергетического истеблишмента. Не вполне понятно, зачем Россия согласилась направить миллиардные инвестиции в строительство обходных газопроводов - «Северного…» и «Южного потока», суммарная пропускная мощность которых (118 млрд. куб. м в год) перекроет объем поставок по ГТС Украины, если в планы Кремля входило установление контроля над украинской системой? Несмотря на то что пока идея объединения газовых активов России и Украины представляется туманной, в Раду Украины уже внесен законопроект, позволяющий отчуждать основные фонды госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта, если 51% акций этих предприятий сохранится в госсобственности. Особенности нового витка дружбы между Россией и новой украинской властью корреспондент «БелГазеты» выясняла у директора энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова (Киев) Владимира САПРЫКИНА и руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (Москва) Александра ПАСЕЧНИКА. Владимир САПРЫКИН: «ПОДПИСАН НЕВЫГОДНЫЙ ДЛЯ УКРАИНЫ КОНТРАКТ» - Дешевый газ - это плата Януковича крупным восточным промышленным кланам, которые помогли ему стать президентом? - Да, благодаря низкой цене на газ население получит кто несколько сотен гривен, кто несколько тысяч гривен, а владельцы металлургических заводов получат миллиарды. - Российские аналитики высказали несколько версий того, за что Россия предоставила Украине газовую скидку: «нечинение» препятствий в транзите газа в Европу, решение вопроса о продаже «Нафтогаза». Как это видится на Украине? - В соглашении речь идет о газе в обмен на флот. Цена газа для Украины с учетом скидки соответствует экономическим затратам и сравнима с ценами на газ для европейских стран, для Германии например. Это та цена, которую можно получить, работая на равноправной основе. Но я считаю, что подписан невыгодный для Украины контракт - т.н. скидку мы получили в обмен на продление пребывания Черноморского флота, с возможностью продления аренды еще на пять лет, а скидка на газ действует только до 2020г. - Россия начинает склонять Украину к продаже «Нафтогаза»? Вот и новая законодательная инициатива, которая позволит продать часть «Нафтогаза», пришлась ко времени… - Россия ничего не покупает, не получая контрольный пакет. В данном случае она не собирается платить миллиарды долларов за украинскую ГТС. - А как же пример «Белтранс-газа», в котором «Газпрому» принадлежит лишь 50%? - Сделка с «Белтрансгазом» - исключение. Но думаю, «Газпром» все равно продолжит попытки получить контрольный пакет в совместном белорусско-российском предприятии. - У России есть очень важный аргумент - строительство «Южного потока». Если перед Украиной будет поставлена дилемма - отдать «Нафтогаз» или лишиться транзита, который пойдет в обход, - ваша страна решится на сдачу активов? - Это некорректный вопрос. Россия уже приняла политическое решение о строительстве обоих газопроводов - «Северного потока» и «Южного потока». Строительство последнего, скорее всего, будет реализовано в более поздние сроки, но об отказе от него речь не идет. Безусловно, их строительство уменьшит загрузку и значимость украинской ГТС. Но, что бы ни сделала Украина, решение о строительстве не будет изменено. С другой стороны, по данным немецкой газовой компании RWE (Rheinisch-Westfаlisches Elektrizitаtswerk AG), транспортировка газа по новым газопроводам будет стоить в три раза дороже, чем через Украину. - А у вас говорят о возможной приватизации «Нафтогаза»? - Официально - нет. Но политическая элита готова продать стратегические госпредприятия. Пока же не выработан даже экономический механизм, как это сделать. - Высказываются идеи, например, о продаже части акций или об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза» путем обмена активами… - О чем идет речь: о слиянии, поглощении, обмене активами? На сегодня законодательства двух стран запрещают такого рода мероприятия. Госдоля в «Газпроме» - немногим более 50%. Даже если пару процентов из этого пакета отдать Украине, то это будет уже более чем наполовину частная компания. По российскому законодательству в совместных предприятиях по разработке стратегических месторождений контрольным пакетом может управлять только госкорпорация. Украинское законодательство напрямую запрещает подобные операции. - А если бы юридические вопросы удалось решить путем изменения законодательства, что получила бы Украина, приобретя долю в «Газпроме»? - Ничего. У России уже есть опыт обмена акциями энергетических компаний. Например, в Южнорусском месторождении есть доля немецкой компании. Однако она не имеет права распоряжаться газом, а только лишь получает прибыль, поскольку законодательно определено, что единственный экспортер газа из России - это «Газпром». СПРАВКА «БелГазеты».Владимир Сапрыкин родился в 1955г. в Киеве. В 1978г. окончил факультет химического машиностроения Киевского политехнического института. С 1978г. по 1996г. работал в Институте газа Национальной академии наук Украины; 1996-97гг. - помощник премьер-министра Украины; 1997-99гг. - эксперт аналитической службы аппарата Совета национальной безопасности и обороны Украины. С 1999г. - директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова (Киев). Кандидат технических наук, автор около 50 научных и публицистических работ. Пропускная мощность трубопроводов и объем транзитного газа через Украину, млрд. куб. м Александр ПАСЕЧНИК: «КАКОЙ ТОГДА СМЫСЛ В «ЮЖНОМ ПОТОКЕ»?» - Станет ли Россия шантажировать Украину - мол, либо Янукович отдает «Нафтогаз», либо Россия строит «Южный поток» и Украина лишается большой части транзита? - Россия сейчас в роли фаворита, она диктует условия. Но не думаю, что она будет спекулировать на этом. К тому же Россия в любом случае не откажется от строительства «Южного потока» - Дмитрий Медведев официально заявил, что он будет построен. Проект находится на финальной стадии согласования, для начала строительства осталось получить только положительное заключение Турции. Но когда озвучена идея создания СП между «Нафтогазом» и «Газпромом», логично задать вопрос: какой тогда смысл в «Южном потоке», в который вложено столько сил, есть соглашения с партнерами по проекту - Францией, Италией? Ведь если Россия установит контроль над украинской ГТС, то непонятно, как будут распределены ресурсы между «Южным потоком» и «Северным потоком» и украинской системой. С учетом того, что Европа довольно неуверенно выходит из кризиса, ожидать существенного роста потребления газа не приходится. А потому не приходится ожидать полной загрузки всех газотранспортных магистралей. - А как может происходить объединение «Газпрома» и «Нафтогаза»? - На данный момент ничего четкого по объединению компаний не прозвучало. Капитализация «Нафтогаза» и «Газпрома» различается на порядок. В объединенной компании доля украинской стороны с учетом капитализации «Нафтогаза» может составить 5-7%, т.е. любое объединение будет означать поглощение «Нафтогаза» «Газпромом». Поэтому рассчитывать на владение СП на паритетных началах не приходится. Еще один аспект проблемы: газотранспортная система Украины находится в собственности государства, а «Нафтогаз» - это оператор, которому ГТС передана в управление. Учитывая заинтересованность «Газпрома» именно в ГТС, украинской стороне придется пересмотреть законодательство. Так или иначе, но создание совместного предприятия для «Газпрома» - это гарантия надежности обеспечения энергобезопасности Европы. Если магистрали будут находиться в ведении российской стороны, транзитные риски будут минимизированы. Создание СП позволит «Газпрому» выйти на розничный рынок Украины, а Украина сохранит статус государства-транзитера. СПРАВКА «БелГазеты».Александр Пасечник родился в 1976г. в Будапеште (Венгрия) в семье военнослужащего. Окончил Московский энергетический институт по специальности «автоматизированные электротехнологические установки и системы» и инженерно-экономический факультет Российской экономической академии им. Плеханова. В сфере аналитики и стратегического консалтинга работает с 2000г. Занимал управленческие должности в ряде подразделений системы Российской академии наук. С января 2008г. - руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности. Автор публикаций в ведущих экономических и отраслевых российских изданиях («Эксперт», «Экономика и ТЭК сегодня», «РЦБ» и др.). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Внезапное потепление отношений между Россией и Украиной вполне соответствует особенностям конца весны, когда в считанные дни сразу после ночных заморозков...
|
|