Минск пошел на обострение отношений с Москвой, и получил закономерный ответ. Стоило ли провоцировать очередной виток противостояния с российским руководством? Анализ экономических отношений между двумя странами свидетельствует о том, что благополучие в Беларуси во многом зависит от отношений с Россией. Нынешний политический конфликт между двумя странами, считают эксперты «Белорусских новостей», может негативно сказаться на перспективах белорусской экономики.
Почти 17 млрд. долларов составил за январь-август этого года товарооборот Беларуси и России. Для нашей страны эта цифра значит многое — на торговлю с восточной соседкой приходится 47,5% внешнеторгового оборота Беларуси.
К этому стоит добавить, что российский рынок является крупнейшим потребителем белорусской продукции. За первые восемь месяцев этого года Беларусь поставила в Россию продукции на 6 млрд. долларов (почти 40% от общего объема экспорта).
На этом фоне конфронтация между Москвой и Минском может иметь не только политические, но и вполне конкретные экономические последствия. Тем более что президент России Дмитрий Медведев, реагируя на заявления Александра Лукашенко, четко указал на неблагодарность белорусского руководства.
«Только в этом году за счет льготных поставок нефти наша помощь Беларуси составила почти два миллиарда долларов. Сопоставимые дотации выделяются и в рамках поставок в Беларусь российского газа… Поэтому особенно удивительно, что в последнее время руководство Беларуси приняло на вооружение антироссийскую риторику», — подчеркнул в своем видеоблоге Медведев.
Независимые эксперты отмечают, что разногласия с Москвой могут дорого обойтись Минску, когда речь зайдет об условиях поставок в Беларусь российских энергоресурсов.
«Сегодня мы не можем говорить о том уровне дотаций, который получала Беларусь три-четыре года назад от России, — констатирует старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов. — И если политические отношения между Москвой и Минском и дальше будут обостряться, то у Минска могут возникнуть сложности даже с получением минимальных преференций по энергоносителям».
Прояви Минск политическую гибкость в отношениях с Москвой, считает руководитель Агентства политической экспертизы Валерия Костюгова, энергетические перспективы могли бы быть куда лучше.
«Прошлогодние переговоры по газу с Украиной четко продемонстрировали, что взамен на политические уступки Россия может снизить стоимость газа. Это был, кстати, показательный урок для руководства Беларуси», — отмечает Валерия Костюгова.
В сложившейся же политической ситуации, говорит эксперт, Беларуси следует ожидать не энергетических преференций со стороны Москвы, а тяжелых переговоров.
«Грядущие переговоры по условиям поставок в страну энергоносителей будут очень тяжелыми. Каждый доллар придется отстаивать. А на перспективе увеличения поставок беспошлинной нефти в Беларусь можно поставить крест», — уверена Валерия Костюгова.
Экономическая поддержка, которую получала до последнего времени Беларусь, последние годы не ограничивалась преференциями по энергоносителям. Россия все последние годы являлась не только крупнейшим поставщиком энергоресурсов в Беларусь, но и крупнейшим потребителем белорусских товаров.
На российский рынок поставляется 90% сельхозпродукции, которую экспортирует Беларусь. За январь-июль наша страна выручила на российском рынке сельхозпродукции 1,1 млрд. долларов.
Плюс к этому Россия остается крупнейшим потребителем белорусской промышленной продукции. В 2009 году, по данным Минэкономразвития России, Беларусь поставила на российский рынок продукции машиностроения на два с лишним миллиарда долларов.
«Промышленную продукцию, которую мы не можем поставлять на рынки ЕС, мы продаем в основном в России. И если наша восточная соседка несколько месяцев откажется ее покупать, то в белорусской экономике может возникнуть коллапс», — говорит Денис Мельянцов.
Благоприятствуют продажам белорусской продукции на российском рынке давние контакты официального Минска с тамошними губернаторами. В аналитической справке Минэкономразвития России за этот год говорится, что белорусское руководство «активно реализует через региональные связи политику продвижения белорусских товаров, создания сборочных производств на территории России и товаропроводящих сетей по сбыту белорусских товаров, стараясь ограничить аналогичные действия со стороны российских регионов».
Кроме того, как отмечают в российском министерстве, белорусское правительство «назначило кураторов российских регионов из состава членов Совмина республики с целью продвижения белорусских товаров. Сформирован соответствующий список членов правительства, закрепленных за российскими регионами, и график посещения этих регионов белорусскими должностными лицами».
Однако контактировать с российскими регионами белорусским властям становится все сложнее. На пресс-конференции 1 октября Александр Лукашенко заявил, что отношения Беларуси с российскими губернаторами обстоят «не так плохо, но и не все так хорошо, как раньше».
По словам белорусского президента, если раньше российские губернаторы имели большую свободу, ездили в Беларусь, то сейчас «есть указание из центра — куда ехать, а куда нет».
«Было время, когда Лукашенко свободно общался с российскими губернаторами, ездил по российским регионам, — напоминает Денис Мельянцов. — Однако после консолидации власти в России такую возможность Лукашенко утратил. Российский губернатор сейчас несколько раз подумает, как вести себя с союзником, с которым Кремль предпочитает не дружить, а «воевать».
Российские региональные лидеры, считает Валерия Костюгова, будут впредь вести себя так, как велит им Кремль. «После выступления Медведева и увольнения Лужкова российские губернаторы вряд ли станут демонстрировать самостоятельность в отношениях с Беларусью», — подчеркивает эксперт. Соответственно, уверена Валерия Костюгова, без согласия Москвы российские региональные лидеры не станут тратить бюджетные средства на закупку белорусской продукции.
Сохранить полноценный доступ на российский рынок, полагает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, Беларусь сможет только в том случае, если согласится на углубление экономической интеграции в рамках Таможенного союза.
«Если Беларусь согласится на формирование Единого экономического пространства, она сохранит доступ на российский рынок, — говорит Владимир Жарихин. — Однако я сомневаюсь, что Минск на это пойдет. Формирование ЕЭП предполагает не только общий рынок товаров, но и общий рынок капитала. Следовательно, Беларуси в этих условиях придется открыть внутренний рынок для российского капитала, что ослабит экономическое влияние президента Беларуси внутри страны. Я не уверен, что Лукашенко этого хочет».
Гораздо более вероятный сценарий развития белорусско-российских отношений эксперты видят в возникновении новых торговых войн.
«Стремление поддержать отечественных производителей будет толкать Россию к новым торговым войнам с Беларусью», — полагает Валерия Костюгова.
В таких войнах, считает Денис Мельянцов, может быть и политическая целесообразность: «Торговые войны показывают, что у российских властей есть мощный инструмент через экономику влиять на белорусскую политику».