Ушли в госрасход. 21.by

Ушли в госрасход

17.10.2011 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Международный валютный фонд (МВФ) в сентябрьском докладе «Фискальный мониторинг. Ответ на фискальные вызовы для сокращения экономических рисков» сделал вывод о состоянии государственных финансов мировой экономики. Картинка получилась невзрачная, а местами даже тревожная. Привычка жить в долг стала хронической, политики и чиновники были и остаются главным источником кризисных явлений в экономике, а традиция тратить чужие деньги трансформировала не только госфинансы, но и культуры разных стран.

За сухими цифрами больших дефицитов бюджета, роста внешнего долга и госрасходов скрываются не сиюминутные финансовые проблемы государства. Нельзя свалить всю вину за разбалансированные госфинансы только на партии левой ориентации. Потому что государство устойчиво росло и при социал-демократах, и при либералах. Сегодня кажется невероятным, что в 1990-е гг. левый демократ Билл Клинтон сбалансировал бюджет США, правый республиканец Джордж Буш приблизил размер госрасходов к уровню социалистической Скандинавии, а вслед за ним демократ Барак Обама в 2009г. довел их до 44,1% ВВП.

Но не только американские чиновники и политики разных уровней ежегодно тратят $6-6,5 трлн. - аналогичные процессы происходят в Великобритании. При лейбористе Тони Блэре размер госрасходов и дефицит бюджета в Британии был меньше, чем при консерваторе Дэвиде Кэмероне. Англосаксонская культура разрушена. Все столпы славной культуры западной цивилизации - бережливость, дисциплинированность, ответственность, семейственность, трудолюбие и права собственности - превратились в муляжи. Даже славно начинавшая в начале 1980-х гг. свои реформы Ирландия, обогнавшая тогда по ВВП на душу населения даже Британию, в 2010г. имела совокупные госрасходы в размере 66% ВВП.

Единственным островком, сохраняющим свою культурную идентичность в экономике, остаются скандинавские страны. До тех пор пока шведы, датчане и финны сохраняют доверие к своим политикам и чиновникам, а те, в свою очередь, работают в условиях полной прозрачности, не «пилят» бюджетные деньги и не дискриминируют частный сектор, Скандинавия будет оставаться мирной, зажиточной и благополучной. Но и здесь не все идеально.

Религия тоже не оказывает особого влияния на размер госфинансов и качество их управления. Католицизм не помешал Италии увеличить размер госрасходов до 50,5% ВВП в 2010г., а Франции - вообще до 56,7% ВВП. И дело не только в премьере Сильвио Берлускони или президенте Николя Саркози. Все политики и чиновники Италии и Франции (тоже в подавляющем большинстве католики) десятилетиями планомерно забирали экономическую власть у потребителей и частного бизнеса, жили в долг и не думали о будущих поколениях. По итогам 2011г. совокупный госдолг Италии составил 121,1% ВВП, Франции - 86,9%. В этом плане православно-атеистическая Россия и коммунистический Китай имеют куда лучшие показатели (валовой госдолг по итогам 2011г. - 11,7 и 26,9% ВВП соответственно). С учетом того, что в Китае совокупные госрасходы составляют только 22,4% ВВП, а дефицит бюджета по итогам т.г. прогнозируется на уровне 1,6% ВВП, можно сделать парадоксальный вывод: идеология компартии Китая при проведении экономической политики оказалась гораздо ближе к классической культуре Запада, чем в США, Британии, Франции или Италии. Так разрушается уважение к демократии и капитализму и происходит китайский ребрендинг понятия «коммунизм».

БЮДЖЕТНОЕ «МЯСО» ДЛЯ ХИЩНИКОВ

Чаще всего государство в современном мире, в т.ч. в зоне евро, ведет себя как хищник, живущий по законам джунглей. Это для новичков вроде Словакии и Эстонии устанавливаются жесткие правила (инфляция - не больше 3%, дефицит бюджета - в пределах 3% ВВП и госдолг - до 60% ВВП), а «старожилам» можно всё. И поскольку нет механизма наказания, то правым оказывается тот, кто больше, сильнее и богаче.

За океаном дела тоже обстоят далеко не лучшим образом. Америка на примере Федеральной национальной ипотечной ассоциации (Fannie Mae ) и Федеральной корпорации по ипотечным жилищным кредитам (Freddie Mac ) показала, как опасно реализовывать на практике программу «дешевое жилье для каждого». Эти две псевдочастные структуры, поддерживаемые государством, принимали активное участие в рынке ценными бумагами, выпущенными под заложенное имущество и недвижимость, позволяли американцам брать дешевые кредиты, чем исказили систему стимулов на рынке и создали иллюзию доступности жилья каждой американской семье. В 2008г. Freddie&Fannie стояли на грани банкротства и никакого наказания за безобразно низкое качество управления не понесли. Хищника накормили бюджетным «мясом» и оставили работать на рынке.

Данный пример - очень ценный урок для Беларуси и других стран. Искусственное снижение стоимости жилищных кредитов неизбежно заканчивается крахом не только рынка недвижимости, но и финансов. Сегодня долги Freddie&Fannie не учитываются в размере федерального долга (речь идет об огромной сумме в 35% ВВП США, из которых 8,3% - это прямой долг ФРС и Минфина), но де-факто американское правительство несет за них ответственность. Так что если точно подсчитать все обязательства правительств стран, которые сегодня живут в режиме хронических дефицитов и долгов, то для бездефолтного развития ежегодно потребуются триллионы долларов кредитов.

ЛЕЧИТЬ БЮДЖЕТНУЮ «РАСПУЩЕННОСТЬ»

Сбалансировать ситуацию будет крайне сложно. Во-первых, падают цены акций и активов, что влияет на устойчивость финансового рынка и сокращает возможность перекредитовываться. Во-вторых, долги стран увеличивают финансовые риски: многие банки значительную часть своих портфелей держат в гособлигациях, а правительства под гнетом своих долгов едва ли смогут помочь всем нуждающимся. В-третьих, есть большие сомнения, что правительства пойдут на сокращение бюджетных расходов и сумеют убедить избирателей затянуть пояса. Хронический популизм укоренил иждивенчество и превратил вроде бы противоположные политические партии в однородную серую массу. В-четвертых, неспособность малых стран принять адекватные антикризисные меры заразила неуверенностью и неопределенностью богатые страны: теперь они тоже далеки от устойчивости, в результате чего инвесторы могут прекратить проекты, банки - поднять процентные ставки, а дефицит ликвидности ускорит процесс разрушения макроэкономических фундаментов.

Балансирование США, зоны евро и России на грани кризиса не добавляет оптимизма Беларуси. В следующем году нам сложнее будет финансировать внешний долг. Даже если белорусские власти решатся на приватизацию, то серьезные корпорации могут быть заняты своими внутренними проблемами, а не внешней экспансией. Это означает либо ухудшение состояния бюджета, который вынужден будет взвалить на свои плечи сложную задачу финансирования госпредприятий, или же сохранение инфляции на уровне 80-120%, чтобы через нее финансировать должников, в т.ч. госпрограммы.

Беларусь ушла из довольно комфортной зоны низкого госдолга и дефицита бюджета. Мы закрепились в группе стран с большим размером государства, склонным к бюджетной «распущенности». Белорусская экономика живет не по средствам, но правительство боится сказать людям и бизнесу правду и призвать к солидарной деятельности и ответственности за выход из кризиса. У отдельных политиков и чиновников есть надежда на российские инвестиции - мол, «Газпром» нам поможет. Но в такой ситуации российские компании будут думать исключительно о себе: белорусский кризис им даже на руку - дешевле можно будет купить наше национальное «фамильное серебро», которое в условиях инфляционно-дефляционной спирали и растущего дефицита бюджета превращается в столовый алюминий. А за него, как известно, много не дадут.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Международный валютный фонд (МВФ) в сентябрьском докладе «Фискальный мониторинг. Ответ на фискальные вызовы для сокращения экономических рисков» сделал вывод о...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика