Ядерный остров. Как на стройке АЭС мы увидели то, что скоро будет скрыто под землей и в бетоне
21.05.2015 08:58
—
Новости Экономики
|
Двадцать два километра от Островца до стройплощадки Белорусской АЭС утром преодолевает караван машин и автобусов. Сегодня белорусская стройка века в самом разгаре, здесь трудится почти 4 тысячи рабочих, белорусов, россиян и украинцев. АЭС обойдется Беларуси в 10 млрд долларов и позволит на 30% закрыть потребность страны в электроэнергии. Корреспонденты TUT.BY побывали в самом сердце ядерного острова и узнали, как плетется и бетонируется оболочка реактора, зачем рвется сталь и почему атомщики должны быть готовы даже к тому, чего не может быть никогда.
Шесть лет назад из десятков потенциальных площадок под будущую АЭС в "финал" вышли три, Кукшиновская и Краснополянская в Могилевской области и Островецкая - в Гродненской. По нормам МАГАТЭ годились все три, но на обеих площадках на востоке страны были осложняющие факторы – потенциальная опасность подвижек грунтов. На западе карстовых пустот нет, а прочность грунтов – один из основных критериев выбора. Никакой политики, заверяют в Беларуси, эта площадка, от которой до Минска - 150 километров, а до Вильнюса - 50, действительно оптимальная. Сама площадка - 100 гектаров, километр на километр. Санитарно-защитная зона совпадает с периметром станции, так что до него хоздеятельность никак не ограничена. Рядом - дорога общего пользования с идеальным покрытием, уже вовсю зеленеющее колхозное поле. По осени в соседнем леске – грибы. По соседству – производственная база АЭС. Запас прочностиТерритория станции мало напоминает стройплощадку в разгар строительства. Аккуратные офисные здания, производственные корпуса, забетонированная и охраняемая открытая площадка хранения, к которой подведена железнодорожная ветка. Привычные к многочисленным ограничениям, мы интересуемся, что можно фотографировать. "Всё можно, - улыбается представитель службы безопасности, - это же типовой проект".Обслуживание строительства обеспечивают 62 объекта. Под нужды АЭС работает и бетонно-растворный узел производительностью до 180 кубов бетона в час, и строительная лаборатория, и цех комплексной сборки металлоконструкций, и столовая на 500 мест. В строительной лаборатории генподрядчика, объединенной компании АО "НИАЭП" - ЗАО "Атомстройэкспорт", проходят испытания все используемые на строительстве материалы - от песка до арматуры. Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике Виталий Лазюк - украинец. "Хмельницкую атомную начинал строить. Не с колышка, но с 1983 года там работал. Все лабораторное оборудование через меня проходит", - рассказывает он. После подачи резюме для участие в белорусском проекте Лазюк ждал почти год, в лаборатории он работает с 2013 года. Арматура и арматурные изделия проходят жесткий входной контроль. Из приходящей с БМЗ партии отбирают образцы для испытаний. Кроме самого изделия, проверяют и соединения. "Монтажник собирает конструкцию, зажимает резьбовые соединения. Вот их качество работы тоже надо проверить. Образец закрепляем в разрывную машину, растягиваем до определенного усилия и фиксируем, какая деформация произошла в месте соединения", - рассказывает Лазюк, закрепляя в машине образец переходной арматуры. Железные прутья диаметром 32 мм и 28 мм соединены муфтой. По шкале следим, как с заданной скоростью растет нагрузка. Вот норматив в 370 килоньютонов пройден, и на 410 килоньютонах с громким хлопком рвется более тонкий прут. "То есть мы имеем запас прочности 4 тонны сверху", - поясняет инженер. Коллега Виталия Сергеевича, белорус Сергей Бабич проверяет качество бетона. Для выпускника БНТУ, получившего диплом инженера-строителя по специальности "мосты, транспортные тоннели и метрополитены", эта лаборатория стала первым местом работы. На вопрос, сложно ли было попасть на работу на стройплощадку АЭС, уроженец агрогородка Подольцы Островецкого района пожимает плечами: "Ничего сложного. Подал резюме и ждал – недолго". Лазюк хвалит краснеющего напарника, а мы возвращаемся к бетонам. Проверку прочности на сжатие даже разрушенный предыдущим испытанием образец проходит без проблем. Здесь проверяют также морозостойкость бетона - способность в насыщенном водой состоянии выдерживать многократное замораживание и оттаивание без снижения прочности. Если бетон используется ниже уровня земли, то проверяют и его водонепроницаемость. Для разных объектов идет бетон разного класса и по прочности, и по морозостойкости. К примеру, бетон для градирни должен выдерживать 500 циклов замораживания и оттаивания, для внутренней защитной оболочки реактора – 100. Входной контроль проходят здесь даже песок и щебень. "Мы проверяем физико-механические свойства песка, - рассказывает инженер Нина Горбач. - Пробу, это как минимум 5 килограммов, высушиваем в шкафу при температуре более 100 градусов, определяем влажность и, просеивая через разные сита, зерновой состав. Важно также выяснить, сколько в песке пылевидных и глинистых частиц, которые плохо влияют на качество бетона, снижают прочность и особенно морозостойкость". Еще одна забота лаборатории - определение плотности грунта. После того как на месте котлована возведена конструкция, вынутый грунт идет на обратную засыпку. И даже эту нехитрую процедуру выполняют по строго соблюдаемой технологии: укладка идет слоями, по 30-50 сантиметров, их закатывают катком и в каждом слое проверяют плотность. Выйдя из здания лаборатории, отправляемся в цеха, где гигантские конструкции сразу дают почувствовать масштаб проекта. На строительстве станции трудятся белорусы, россияне и украинцы. Конфликтов на национальной почве тут не бывает, заверяют на станции: профессионалы уважают друг друга, да и работой дорожат. Как пример народной дипломатии - рядом три флага "братанов". В цеху из толстолистовой стали гнут и сварочным автоматом сваривают циркводоводы - трубы диаметром 2,4 метра, по ним пойдет вода, которая охладит и сконденсирует отработавший в турбине пар. Готовую трубу очистят от следов ржавчины, сделают антикоррозийную обработку и после проверки качества отправят на установку. В цеху комплексной сборки металлоконструкций изготавливают укрупненные монтажные блоки, из которых возведут каркас будущего здания реактора. Один ярус - это двенадцать таких блоков-лепестков. Всего в здании 4 яруса и купол. Сейчас в цеху делают укрупненные блоки для первого яруса реакторного здания блока № 2. Готовые 12-метровые блоки после пескоструйной очистки и антикоррозийной обработки отправляют на объект и устанавливают на проектное место. Такой подход, отмечают специалисты, называется методом укрупнительной сборки. Главная цель этого метода - максимально-возможное количество производственных операций осуществить под крышей, в оптимальных условиях, где в большей степени можно обеспечить необходимые требования по качеству работ. На площадке "лепестки" устанавливают краном, соединяют, делают опалубку и бетонируют. Но это уже совсем другая история. Ядерный островСтроительство обоих энергоблоков в разгаре. С начала работ смонтировано 58 тысяч тонн арматуры и уложено 392 тысячи "кубов" бетона.Непривычных к головным уборам гостей в очередной раз предупреждают, что снимать каски нельзя, и мы спускаемся к зданию реактора энергоблока № 1. Здание выведено уже на отметку 22 метра. План на конец года – 44 метра, а высота готового объекта составит 70 метров. Сегодня на стройке трудится самый большой в стране кран - Liebherr-11350 грузоподъемностью 1350 т. Мощный агрегат стоимостью 20 млн долларов с длиной основной стрелы 72 метра генподрядчик приобрел в лизинг. Строители заняты сооружением здания реактора, и сегодня здесь можно увидеть то, что со временем будет скрыто под землей и в бетоне. Здание имеет две защитные оболочки – наружную и внутреннюю. Первые два яруса внутренней защитной оболочки уже забетонированы. Толщина этой стенки – 1,2 метра. Внутри нее – плотная "сетка" из стальной арматуры, испытание которой мы видели в строительной лаборатории. А еще – система тросов, находящихся под натяжением, которые горизонтально и вертикально оплетают здание реактора и обеспечат дополнительную прочность всего сооружения. "Это колоссальное защитное сооружение, которого не было ни в Чернобыле, ни на Фукусиме, когда разлетались железобетонные панели", - отмечает начальник отдела информации и общественных связей БелАЭС Эдуард Свирид. Наружная защитная оболочка толщиной 80 см должна защитить от всех возможных напастей - от землетрясения, цунами и снежной бури до атаки террористов и падения самолета - сам реактор. Это принцип атомщиков - постараться быть готовым даже к тому, вероятность чего ничтожна. К примеру, энергоблоки строятся с сейсмостойкостью не ниже 7-8 даже в зонах, где повторяемость землетрясения с магнитудой 6,0 составляет 1 раз в 10 000 лет. Между оболочками - кольцевой коридор шириной 1,8 метра. После запуска реактора попасть сюда, как и во все реакторное отделение, смогут только специалисты. Под реактором уже смонтировано устройство локализации расплава активной зоны - "ловушка расплава", за доставкой которой в Беларуси Точный состав "жертвенного материала" производитель не раскрывает. В литературе среди компонентов называют оксид железа и некоторых других металлов, а также замедлитель нейтронов - оксид гадолиния. Основные задачи у "жертвенного материала" две - снизить температуру расплава и его радиоактивность. Пока площадку, где будет находиться реактор, называют "ядерным островом". Но романтичное название живет, пока строится станция: потом это станет зданием реактора. Глубина котлована под ядерным островом - около 14 метров. Сперва здесь был выполнен мощный пластовый дренаж, чтобы защитить реактор от грунтовых вод. На случай возможного появления воды есть мощная система откачки. Потом был сделан фундамент толщиной 2,5 метра. Работы велись с применением технологии непрерывной заливки - двое суток без перерывов работали несколько бетонных насосов. Хотя 80% работ на станции выполняют белорусы, но на строительстве здания реактора работают в основном российские специалисты треста "Росспецэнергомонтаж". Рядом с ядерным островом - турбинный остров, здесь строится здание турбины. Отсюда по циркводоводам, которые пока также не спрятаны под землю, вода пройдет к градирням, башням для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха. Градирня энергоблока № 1 выведена уже на 45 метров, в нынешнем году строительство башни высотой 167 метров закончат. Диаметр основания градирни - 130 метров, на высоте 14 м вода будет разбрызгиваться, за счет мощного сквозняка охлаждаться и обратно возвращаться в приемный ковш и в систему охлаждения. Пока высота башни меньше трети от планируемой, но шаг внутрь - и мощные потоки воздуха разве что не приподнимают над землей. К системе охлаждения также относятся брызгальные бассейны. Бассейны, один из которых уже заполнен водой и проходит гидроиспытания, нужны для охлаждения ответственных потребителей, к примеру, бассейна выдержки, аварийных дизель-генераторов. На краю площадки строится учебно-тренировочный центр, который введут в эксплуатацию в конце года. Здесь, на точной копии пульта АЭС, операторы и инженеры по управлению реактором будут отрабатывать разные штатные и нештатные ситуации, поддерживать и повышать квалификацию. "Никаких отходов за пределами станции не будет!"ПроМестных жителей соседство со станцией смущало, но специалисты посетили все окрестные населенные пункты, объясняли, убеждали. Но полностью избавиться от опасений сложно, сетуют сотрудники станции. Опасаются, в частности, строительства хранилища радиоактивных отходов. "Только в лесу топор стукнет или бензопила взвизгнет, это сразу связывают с АЭС. Вот дорогу в лесу начали строить. Сразу вопрос – к хранилищу? Уточняю в лесхозе – строят дорогу, чтобы лес вывозить, стоимость назвали, протяженность – 6 километров… Не верят! Говорят, а почему дорога такая хорошая?" - улыбается Эдуард Свирид. Отработавшее ядерное топливо по контракту забирает российская сторона - на переработку в Россию. Технология такая: после того как топливо отработает в реакторе, его извлекают и помещают на три года в бассейн выдержки отработавшего ядерного топлива - терять активность и остывать до приемлемых температур. Бассейн расположен прямо в здании реактора. Потом со всеми предосторожностями топливо транспортируют в Россию. Специалисты подчеркивают, что радиоактивные отходы и отработавшее топливо - разные вещи. Топливо - это ценнейшее сырье, из которого добывают множество продуктов, широко применяемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и научной деятельности. Отходы, то, что нельзя использовать вторично, это спецодежда, побывавший в "грязной" зоне инструмент. Их будут перерабатывать здесь же, на станции, переводить в безопасную форму хранения и держать в хранилище на территории станции. Причем высокоактивных отходов на АЭС будет образовываться до 1 кубометра в год. "За забором станции никаких отходов не будет", - уверяют специалисты. Волнует людей и то, что будет со станцией через десятки лет. Срок службы АЭС - 60 лет. В конце этого срока проводится экспертиза основного оборудования станции - парогенератора, реактора, после чего срок эксплуатации может быть продлен. Далее жизнь АЭС может пойти по сценарию, сейчас реализуемому на Ленинградской АЭС, - рядом строят новый блок, и к моменту вывода из эксплуатации старого, где еще реакторы канального типа, как в Чернобыле, введут так называемый замещающий блок - первый блок Ленинградской АЭС-2. Строительство замещающего блока выгодно, отмечают эксперты, ведь на площадке уже есть инфраструктура, линии электропередачи, коммуникации. Среди частых гостей на стройке не только журналисты, но и эксперты МАГАТЭ, Международного агентства по атомной энергии. Они дают не указания, а рекомендации, но правила хорошего тона – им следовать. Белорусы - следуют, заверяют сотрудники станции. Островец никогда не будет прежнимЕще в 2010 году восьмитысячный Островец не мог похвастаться большими успехами жилищного строительства. В 2015-м микрорайон на 3,5 тысячи жителей почти полностью готов. Уже построены и сданы школа и детсад, достраивается торговый центр.Сегодня на стройплощадке трудятся 3800 человек, уже к концу года их будет больше 6000. На пике строительства, в конце 2016-го - 2017-м, работать здесь будет до 8000 человек. Из них 80% - приезжие. "Но обстановка спокойная, - заверяет начальник отдела информации и общественных связей. - А ведь всплеска криминала местные боялись чуть ли не больше радиации. Говорили нам: Построите АЭС и будете ее безопасно эксплуатировать? Ладно, верим! Но понаедут же сюда разные… Ну вот – "понаехали". Да, людей в городе стало больше. Да, дополнительная нагрузка на местный общепит, торговлю, медицину, ЖКХ появилась. Однако криминальным городом Островец все же не стал". Всего на АЭС будет работать 2321 человек, включая охрану и бухгалтерию. Уже на этапе строительства идет очень серьезный отбор кадров. Сегодня сюда, к родным корням, возвращается много белорусов, еще с советских времен работавших на АЭС по всему Союзу. "Главный инженер станции Анатолий Бондарь работал на Балаковской АЭС, заместитель главного инженера Владимир Горин начинал школьным преподавателем в 70-е, работал на АЭС в Украине и России, где прошел путь от рядового сотрудника до начальника производственного подразделения, - перечисляет Свирид. - Многие ехали на несколько лет - поднабраться опыта в преддверии строительства АЭС под Минском, но после Чернобыля проект заморозили, и люди остались еще на десятки лет. Сейчас возвращаются. Некоторые - даже династиями, с сыновьями-атомщиками". Бараки и общежития в Островце решили не строить. Строители, работающие вахтовым методом, – 15 дней в две смены по 12 часов - живут в новом микрорайоне, в типовых квартирах. Когда стройка закончится, в квартирах выполнят косметический ремонт и здесь будут жить как работники АЭС, так и обычные жители города. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспонденты TUT.BY побывали в самом сердце ядерного острова и узнали, как плетется и бетонируется оболочка реактора, зачем рвется сталь и почему атомщики должны... |
|