10 мая исполняется 500 дней со дня назначения нынешнего состава правительства. За этот период экономическим властям удалось замедлить инфляцию, сократить внешние и внутренние дисбалансы. С другой стороны, многие директивные прогнозные показатели, которые должен выполнять Совмин, находятся в «красной» зоне и могут стать поводом для отставки.
Достижения и провалы экономической политики
Правительство Андрея Кобякова было назначено в конце 2014 года, когда происходила очередная девальвация белорусского рубля. В наследство от прошлого правительства команда Кобякова получила не только слабеющий рубль, но и высокую инфляцию вкупе с большим дефицитом платежного баланса.
У нового состава правительства не нашлось ресурсов, чтобы поддерживать хрупкую стабильность курса рубля, которая в 2012-2014 годах обеспечивалась за счет истощения золотовалютных резервов. Поэтому с 2015 года экономические власти перешли на жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, чтобы за счет сокращения внешних и внутренних дисбалансов сохранить хоть какую-то финансовую стабильность.
Несмотря на девальвацию белорусского рубля, который последние полтора года быстро слабел вслед за российской валютой, инфляцию в прошлом году удалось удержать на уровне 12%.
Недопущение эмиссионного финансирования экономики позволяет властям также устранять внешние дисбалансы. Дефицит счета текущих операций в 2015 году составил 2,1 млрд долларов (3,8% ВВП) против 5,2 млрд долларов (6,9% ВВП) в 2014-м.
Контроль над денежным предложением позволяет также постепенно снижать процентные ставки на денежном рынке. В июне, по оценкам Нацбанка, максимальная ставка по кредитам предприятий снизится до 27%, хотя в прошлом году ставки по рублевым кредитам доходили до 50% годовых.
В общем, за последние 500 дней экономическим властям удалось если не устранить, то, по крайней мере, уменьшить масштабы внутренних и внешних дисбалансов.
Однако похвалы за проделанную работу экономические власти не получили. Напротив, во второй половине апреля Александр Лукашенко пригрозил правительству отставкой. Если во втором квартале политика экономических властей не принесет «соответствующие результаты», то «придут другие люди», которые будут отвечать за экономику, заявил президент.
Его недовольство вызывает тот факт, что большинство прогнозных показателей не выполняется. Так, постановление Совмина № 1085 от 24 декабря 2015 года предусматривало, что ВВП в первом квартале 2016-го снизится на 1,1%, а фактически экономика просела на 3,6%.
Предполагалось также, что экспорт товаров и услуг в январе-марте вырастет на 1,1%, однако он снизился на 16,7%. Ожидалось, что реальные доходы населения сократятся за квартал на 1,5%, по факту за январь-февраль они снизились на 6,6% (мартовские данные пока не обнародованы).
Вопрос не в кадрах, а в реформах
Во втором и третьем кварталах 2015 года темпы падения белорусской экономики составляли 4,2% и 5,3% соответственно, поэтому эффект сравнения с низкой базой прошлого года позволит замедлить скорость падения белорусской экономики в ближайшие месяцы, считают эксперты.
«Во втором квартале 2016-го часть показателей, которые должно выполнять правительство, «позеленеет» с учетом более низкой базы прошлого года. Однако большая часть матрицы прогнозных показателей будет оставаться в «красной» зоне. Поэтому вряд ли Лукашенко по итогам второго квартала похвалит правительство», — предполагает экономист Антон Болточко.
По его мнению, отрицательная динамика макроэкономических показателей может привести к кадровым перестановкам в правительстве.
«После Всебелорусского народного собрания, которое запланировано на вторую половину июня, может появиться и новый состав правительства. Утверждение на собрании программы социально-экономического развития на новую пятилетку может стать формальным поводом для кадровых перестановок», — считает Болточко.
Альтернативный прогноз состоит в том, что поскольку кадровые изменения в правительстве не будут иметь никакого экономического смысла, команда Кобякова останется в нынешнем составе.
«До конца года правительство в нынешнем составе все-таки дотянет, — считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. — Давно ходят слухи, что на премьера могут повесить всех собак, однако кадровые перестановки ничего в экономике не поменяют».
Другие наблюдатели также сильно сомневаются, что кадровые перестановки в правительстве могут иметь значимый экономический эффект.
«Если мы хотим сохранять финансовую стабильность, новые люди в правительстве также будут вынуждены проводить жесткую денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. Ожидать, что кадровые перестановки приведут к положительным изменениям в экономике, едва ли стоит», — считает старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
Смена правительства, полагает он, ничего не поменяет, поскольку проблемы в нашей экономике имеют глубинные корни и находятся в реальном секторе. По мнению эксперта, отставка экономического блока белорусской вертикали, отдельные представители которой положительно воспринимаются МВФ, может лишь негативно отразиться на переговорах Беларуси с фондом.
Годы, когда эмиссионный ресурс успешно разгонял белорусскую экономику, прошли. А без печатного станка, как видим, правительственные кадры плохо справляются с выполнением прогнозных показателей. И заменой персоналий тут делу не поможешь. А отмашки на реформы президент не дает.
Недавно Лукашенко пригрозил правительству отставкой. Если во втором квартале политика экономических властей не принесет «соответствующие результаты», то...