Виновны без суда и следствия. Указ о борьбе с лжеструктурами создает проблемы бизнесу, требуя правок
08.11.2017 13:22
—
Новости Экономики
|
Совет по развитию предпринимательства инициирует изменения в указ № 488 от 23 октября 2012 года, направленные на обеспечение защиты добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, ограничение срока ретроспективного применения норм документа, а также обеспечение реализации принципа презумпции невиновности субъектов при осуществлении проверок их деятельности всеми без исключения контролирующими органами. Записка с анализом практики применения печально известного документа «Результаты анализа свидетельствуют, что правоприменительная практика указа № 488 препятствует нормальному осуществлению деятельности и создает атмосферу презумпции виновности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершающих или совершивших ранее сделки с участием контрагентов, впоследствии признанных контролирующими органами лжепредпринимательскими структурами», — говорится в записке. Во-первых, у добросовестных контрагентов нет достаточных механизмов, чтобы себя обезопасить. Для минимизации риска юристы рекомендуют субъектам не только отслеживать данные реестра коммерческих организаций и предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, но и выполнять целый ряд несвойственных, отвлекающих от основной деятельности функций, в том числе: изучить всю возможную информацию о будущем контрагенте в Интернете и отзывы о нем; проверить полномочия представителей компании; посетить офис партнера, чтобы установить по своему местонахождению он находится, верны ли контактные телефоны; проверять бланки строгой отчетности поставщиков; запрашивать у поставщиков-резидентов документы, подтверждающие законность ввоза закупаемых товаров и др. При этом все эти действия не защищают от применения санкций. «Даже если при заключении контракта с компанией или предпринимателем в реестре данный субъект отсутствует — нет гарантий, что этот контрагент в будущем там не окажется», — отмечается в заявлении Совета. Во-вторых, в случае выявления лжепредпринимательской структуры Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля выносятся предписания всем субъектам, которые когда-либо совершали с ней сделки. После получения предписания юридическое лицо или ИП обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины), представить в ИМНС уточненную декларацию и в течение 20 рабочих дней с даты получения такого предписания проинформировать орган финансовых расследований о принятых мерах по выполнению предписания с приложением подтверждающих документов. «Таким образом, у субъекта хозяйствования появляется прямая обязанность добровольно признать себя правонарушителем «без суда и следствия», — поясняют специалисты.В-третьих, если субъект решил обжаловать предписание, то орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица или ИП либо все документы отправить в налоговую для проведения проверки, что чаще всего и происходит на практике. Это не только ставит под угрозу деловую репутацию субъекта хозяйствования, но и в большинстве случаев заканчивается еще значительными суммами платежей, — констатируется в записке. В-четвертых, большинство из включенных в реестр субъектов можно признать лжеструктурами с высокой долей условности, считают члены Совета. По данным СМИ, по состоянию на апрель 2016 г. реестр содержал 6600 субъектов хозяйствования, а на апрель 2017 г. — уже 7609. При этом 5375 субъектов были внесены в него исключительно на основании «нерасположения по своему юридическому адресу» и только 257 субъектов были признаны лжепредпринимательскими на основании приговора суда. Таким образом, угроза обнаружения отношений с лжеструктурой распространяется на все большее число действующих субъектов хозяйствования. Поскольку необходимость проверять расположение партнера по юридическому адресу появилась лишь с 1 января 2013 г., а ретроспективное применение указа № 488 не ограничено никаким сроком, то под сомнение ставятся сделки 2010−2011 гг. и практически ни одно из действующих юридических лиц или ИП не могут быть гарантированы от получения предписаний ДФР, отмечают эксперты. О проблеме с исполнением норм указа TUT.BY уже писал. Управляющий партнер Baker Tilly Bel Павел Царев, в частности, «Это довольно простой механизм, позволявший государству восполнить то, что бюджет недополучил в результате работы компаний с лжепредпринимательскими структурами. Но прошло время, и этот подход, по мнению многих юристов и участников рынка, нуждается в корректировке. На мой взгляд, свою задачу на определенном этапе он выполнил, и нельзя допустить того, чтобы он стал препятствием для принятия бизнес-решений», — уверен юрист. Сейчас на практике выходит, что если со временем контрагент, с которым работала компания, оказывается недобросовестным (пусть даже в момент совершения сделки об этом не было известно), то отвечать будет не только он, но и добросовестный участник сделки. «Степень вины добросовестного контрагента при этом не имеет никакого значения. Если был факт сделки, работает алгоритм начисления налогов. Проблема в том, что по сути добросовестный контрагент постоянно находится под страхом того, что тот или иной покупатель окажется лжепредпринимательской структурой. Доходит до того, что выпускаются внутренние регламенты по проверке контрагентов, уходит масса времени на то, чтобы убедиться в том, что он действительно ведет деятельность, что лицо, которое будет заключать сделку, на это уполномочено. И это даже если с точки зрения бизнеса никаких опасений нет — к примеру вы будете поставлять товар по предоплате», — отметил Павел Царев. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Виновны без суда и следствия. Указ о борьбе с лжеструктурами создает проблемы бизнесу, требуя правок Совет по развитию предпринимательства инициирует изменения в указ № 488 от 23 октября 2012 года, направленные на обеспечение защиты добросовестных субъектов...
|
|