В Беларуси остро не хватает мануальных терапевтов, а к 2011 году они могут вообще исчезнуть.
По словам главного специалиста по мануальной терапии Министерства здравоохранения Беларуси, ведущего научного сотрудника РНПЦ неврологии и нейрохирургии Виталия Забаровского, в стране есть потребность примерно в 600 специалистах в этой области (из расчета один врач на 15 тысяч населения). При этом сегодня в Беларуси работает не более 50 мануальных терапевтов, а с высшей категорией — только 7.
Мануальная терапия в нашей стране оказалась «под угрозой зачахнуть, не успев появиться», подчеркнул В.Забаровский. Это, прежде всего, связано с системой подготовки кадров. В настоящее время в БелМАПО на кафедре физиотерапии и курортологии переподготовкой мануальных терапевтов занимается только кандидат медицинских наук Игорь Рыбин.
В.Забаровский считает, что БелМАПО необходимо создать кафедру или курс, где будут работать хотя бы три преподавателя: «Один, пусть хороший преподаватель — это критично. При сложившейся подготовке кадров в ближайшие десятилетия проблема кадрового дефицита не решится».
И суть не только в том, что работать некому. В соответствии с выдвинутыми Минздравом летом этого года требованиями, продолжать мануальную практику сегодня имеют право врачи, которые заняли соответствующие должности до 1991 года. Те же, кто начал практиковать после 1 января 1991 года, должны пройти переподготовку. В противном случае с 2011 года они будут лишены права работать мануальным терапевтом.
Однако уже с 2006 года БелМАПО не проводит переподготовку мануальных терапевтов в достаточном формате. Вместо четырехмесячных курсов практикуются лишь двухнедельные курсы повышения квалификации. Во-первых, это вызвано стоимостью курсов — 6 млн. рублей и 700 тысяч рублей соответственно. Денежный вопрос породил и во-вторых — низкий спрос на услугу. Так, на будущий год подано всего две заявки на четырехмесячную переподготовку.
Игорь Рыбин считает, что «планомерная переподготовка и повышение квалификации на кафедре отсутствует». Для исправления ситуации необходимо создание педагогического коллектива и оснащение кафедры современным оборудованием. В настоящее время здесь нет даже специального стола для проведения сеанса мануальной терапии.
Еще одна проблема — по белорусскому законодательству медучреждение может получить лицензию на оказание услуг мануального терапевта только в случае, если в его штате есть специалист первой или высшей категории. В результате в настоящее время такую лицензию имеют только 37 учреждений.
Игорь Рыбин подчеркнул, что необходимо пересмотреть эту норму, поскольку она сдерживает расширение услуг мануальных терапевтов. В противном случае «у нас не будет мануальных терапевтов, а сама мануальная терапия в стране не сможет развиваться».
Специалист также считает необходимым введение ставок мануальных терапевтов в медучреждениях, так как потребность населения в помощи врачей мануальной терапии очень высока. И.Рыбин отметил, что в своей врачебной практике постоянно сталкивается с тем, что люди за несколько сотен километров едут в столицу, чтобы попасть на 20-минутный сеанс к мануальному терапевту. Часто дети страдают головными болями, проблемами со зрением, в то время как они «могут быть сняты за одну секунду во время сеанса мануальной терапии, поскольку связаны с проблемами позвоночника».
В свою очередь Виталий Забаровский констатировал, что рост количества заболеваний костно-мышечной системы, в лечении которых показана помощь мануального терапевта, составил за три последних года более 30%. Эта тенденция характерна для всех экономически развитых стран.
В Беларуси, по его словам, в 2008 году количество случаев заболеваемости остеохондрозом и заболеваниями костно-мышечной системы с временной утратой трудоспособности превысило 370 тысяч. Более 90% таких больных можно было быстро поставить на ноги с помощью мануальной терапии, что значительно сократило бы продолжительность больничных и снизило экономический ущерб от этих заболеваний.