Стратегия vs Тактика
17.01.2011
—
Разное
|
255 дней. Именно столько времени понадобилось, чтобы разработать директиву N4, о необходимости принятия которой заявил президент весной 2010г. На 254-й день директивиады президент сообщил бизнесу: ждать директивы N4 как манны небесной - большая ошибка, и надо уже сейчас идти и работать. Несмотря на то что следующим вечером директива была обнаружена под новогодней елкой, рекомендация остается верной - ждать не стоит, потому что ждать придется еще долго. Нормы директивы не имеют прямого действия и должны быть реализованы через принятие иных нормативных актов. Правительству, Нацбанку и облисполкомам дано три месяца (без указания начальной даты), чтобы утвердить план мероприятий по реализации положений директивы, с указанием сроков реализации по каждому пункту плана. Таким образом, примерно через год после начала директивиады стало известно, в какие сроки будут приняты либо разработаны и внесены для рассмотрения (президенту, в парламент) определенные нормативно-правовые акты. После принятия всех нормативно-правовых актов мы узнаем, когда они вступят в силу… И вот, наконец, когда наступит день вступления в силу последнего из анонсированных нормативно-правовых актов, можно будет сказать - дождались! Видимо, на это понадобится не меньше года. Невозможно критиковать концепции, заложенные в директиве. Реализация девяти пунктов, безусловно, поможет бизнесу. Однако каждый пункт предполагает принятие множества актов законодательства, отдельные из которых обещаны Министерством экономики еще в 2008г. На смену старым обещаниям, рожденным программой либерализации экономики, придут новые - необходимые для реализации директивы. Вот только будет ли от этого легче предпринимателям? Могло ли быть иначе? Конечно, ведь директива - это указ программного характера. Исходя из Конституции, указ президента будет иметь высшую юридическую силу среди любых ранее принятых актов главы государства, а также любых законов (не говоря уже о подзаконных нормативно-правовых актах). Соответственно, в директиву можно было бы ввести нормы прямого действия (или параллельно принять еще один указ либо декрет). В тексте директивы наравне с неопределенными концептуальными положениями есть абсолютно четкие указания, например: «Отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» или «придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь». Кстати, правило об обязательности применения ЕТС, как и некоторые из других ограничений, о необходимости отмены которых заявлено в директиве, введены президентом, поэтому и без подробного плана ясно, что только он и сможет реализовать директиву в соответствующей части. Директива N4 - это глобальная стратегия изменения делового климата в Беларуси. Однако способы решения отдельных тактических задач могут идти вразрез с общим стратегическим планом, и пока в 2011г. бизнес увидел нормативные акты прямого действия, явно не способствующие воплощению в жизнь заложенных в директиве концепций. Очевидно, именно так работает главный принцип директивы: конкуренция - везде, где возможно, госрегулирование - там, где необходимо. Например, указом N2 от 3.01.2011г. «О некоторых вопросах холдинга «Холдинговая компания «Пинскдрев» назначена управляющая компания холдинга - госконцерн, - решения которого «оформляются органами управления участников холдинга в виде собственных решений в бесспорном порядке, т.е. без права их отклонения или отмены, независимо от соблюдения условий и порядка принятия таких решений». Необходимость принятия такого нормативного акта в целях защиты трудового коллектива основана в преамбуле указа N2, но все равно не совсем ясно, как такие нормы (уже названные некоторыми экспертами восстановлением права «золотой акции») согласуются с п.2 директивы N4: «Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности». Также вряд ли согласуется с этим пунктом и отзыв Нацбанком разрешений на проведение авансовых платежей по импорту за счет валютных кредитов белорусских банков, а кроме того, по разовым контрактам на сумму менее 5 тыс. евро. Как говорится в директиве, «только совместные усилия, проявление инициативы и ответственное отношение к своему делу позволят обеспечить устойчивый экономический рост Беларуси и повысить благосостояние граждан»… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
255 дней. Именно столько времени понадобилось, чтобы разработать директиву N4, о необходимости принятия которой заявил президент весной 2010г.
|
|