Бизнес подсластили директивой
17.01.2011
—
Разное
|
В новый год Беларусь вошла с двойной идеологией экономической политики. Первая ее часть изложена в программе 4-й пятилетки, основные положения второй описаны в директиве N4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010г. Пока еще никто не отменял план пятилетки, но тот факт, что новый премьер Михаил Мясникович отправил ее на доработку, говорит о признании противоречий между этими двумя документами. Принятию директивы N4 предшествовал целенаправленный диалог бизнес-сообщества с правительством. С 2007г. властям ежегодно представлялись платформы национального бизнеса c конкретными предложениями по улучшению делового климата, но превратить их в законы не хватало политической воли - в коридорах власти еще теплилась иллюзия того, что страна может обойтись без предпринимательства и малого бизнеса. Шло время, эксперты аналитического центра «Стратегия», Исследовательского центра ИПМ в партнерстве с Минским столичным союзом предпринимателей и нанимателей (МССПП) настойчиво повторяли: «Беларусь должна войти в tоp-30 стран мира по качеству делового климата». Через пару лет аналогичные предложения начали доноситься из Совмина и Нацбанка. Глобальный кризис и усложнение отношений с Кремлем, ситуация, когда ресурс роста и развития большого государственного бизнеса исчерпан, нефтяной офшор закрылся, а срок действия газовых привилегий подходит к концу, подтолкнули вертикаль к мыслительному и нормотворческому процессу. За последние 15 лет национальная номенклатура и директорат накопили достаточные ресурсы. Встал вопрос их легализации в родной стране. Жалобы детей, родственников и друзей больших начальников на качество делового климата также возымели свой немалый эффект. Немногие осмелятся вкладывать миллионы долларов в страну, успех бизнеса в которой зависит преимущественно от наличия административного ресурса. В Беларуси начал крепнуть внутренний спрос на свободный рынок, институты по защите прав собственности, либерализацию и приватизацию. Национальная платформа бизнеса стала интеллектуальной и нормотворческой площадкой для законодательного оформления такого спроса. В Минэкономики и Нацбанке сформировались активные группы поддержки системной либерализации и курса на рынок. И вот 31 декабря подарок под елочку в виде директивы N4 получили… оба противоборствующих лагеря. Чиновники-рыночники вместе с предпринимателями выражают осторожную радость. Однако говорить о полной, безоговорочной победе свободного рынка над совковым явно преждевременно. Белорусская экономика живет не по директивам, а по постановлениям, законам и распоряжениям. В I квартале т.г. будет разрабатываться план мероприятий по реализации положений директивы, и, поскольку указания на дату полной реализации всех ее положений нет, приверженцы госплановской экономики постараются растянуть ее реализацию на годы. В директиве масса положений, которые можно трактовать вольно. Есть угроза вместо свободы предпринимательства получить расширение полномочий бюрократии. Как говорят знающие белорусское законодательство люди, черт кроется в деталях. Так что главный тезис директивы N4 - «конкуренция - везде, где возможно, госрегулирование - там, где необходимо» - можно повернуть в любую сторону. В 2011г. борьба за то, каким курсом пойдет Беларусь, только по-настоящему разворачивается. Итог ее - выбор между моделью, которая работает в России и в большой степени на Украине, и парадигмой развития Сингапура. СИНГАПУРСКИЙ РЫВОК ИЛИ РОССИЙСКИЙ ОЛИГАРХАТ? Сингапурская модель отличается от российского олигархата тремя ключевыми факторами. Во-первых, это отношение к собственности. У азиатов частная собственность священна и неприкосновенна, ни один чиновник не имеет права устанавливать свои правила обмена частных активов или включения их в коммерческий оборот. Собственность начинающего предпринимателя защищена законом и независимой судебной системой в такой же степени, как и собственность крупных корпораций. В России на бумаге собственность тоже защищается законом. Де-юре и суды независимы. Де-факто все иначе: есть каста неприкосновенных, избранные коммерческие проекты «крышуются» силовиками. В Сингапуре у президента нет коммерческих и корпоративных любимчиков - несмотря на дефицит демократии, власть прозрачна и подотчетна людям. В России в режиме управляемой демократии процветает коррупция, а государство - это непрекращающаяся борьба олигархов за доступ к ресурсам страны и ее бюджету. Во-вторых, отношение к конкуренции. В Сингапуре она открытая, без внутреннего и внешнего протекционизма - каждый имеет право свободного входа на рынок, никто не обладает иммунитетом от конкурентов. Институт банкротства работает, застой рынка невозможен, а инновации востребованы всей системой. В России конкуренция ограничена, скована интересами олигархов и местных номенклатурно-силовых кланов. Рост бизнеса ставит вопрос о приобретении административно-силовой «крыши». Третий фактор - размер и эффективность правительства. В Сингапуре правительство действительно малое. В 2009г. при ВВП более $182 млрд. госрасходы составили чуть более $24 млрд. С учетом расходов на обслуживание долга и финансовых трансфертов сингапурские чиновники тратят только около 20% ВВП. Зато ставка сбережения превышает 40%. Это значит, что с каждых заработанных $100 сингапурцы откладывают на будущее $40 (для сравнения: в Беларуси сегодня ставка сбережения составляет всего 5%, а совокупные госрасходы - около 47% ВВП). И еще: по индексу восприятия коррупции в 2010г. Сингапур входит в тройку мировых лидеров. Россия имеет большое, неэффективное и коррупционное правительство. Формально частный сектор составляет 65% экономики, но чиновники распределяют около 43% ВВП. По индексу восприятия коррупции Россия на 154-м месте. При этом свою главную работу - защищать жизнь и здоровье граждан - правительство РФ, судя по оценке самих россиян и по целому ряду индексов, выполняет из рук вон плохо. Итак, сторонники рыночных реформ получили законодательную площадку для расширения влияния на экономическую политику. Отныне они могут выдвигать и отстаивать свою версию таких нормативных положений, как «условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности», «излишние административные барьеры», «излишнее регулирование рынка труда», «правовая база, стимулирующая развитие механизмов государственно-частного партнерства», «налоговое законодательство, стимулирующее добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу» и т.д. Разночтений по поводу этих положений директивы может быть великое множество. Если победят госплановцы, план по реализации директивы мало чем будет отличаться от программы 4-й пятилетки и нас ждет российская модель. Если же убедительнее окажутся чиновники-рыночники вместе с деловым и экспертным сообществом, то Беларусь первой в Европе может приступить к реализации сингапурского варианта. Не исключен и вариант бюрократического саботажа директивы, который повлечет вместо реформ череду нормативных актов с избитыми императивами типа «усовершенствовать», «унифицировать» или «усилить». Результатом будет только усугубление существующих проблем экономики. Даст о себе знать грозящий разрушить макроэкономическую стабильность дефицит платежного баланса. Экспорт по мановению бюрократического волшебного «пенделя» едва ли вырастет. Хроническим станет дефицит госбюджета. Чрезмерно мягкая денежная политика неизбежно приведет к ускорению темпов роста цен. Банки и предприятия будут требовать взаимозачета по долгам, все больше рассчитывая на внешнюю помощь или щедрого инвестора. Иностранные инвесторы, запуганные президентскими выборами, тоже будут склонны держать паузу. 10 ОСНОВНЫХ ПРОРЫНОЧНЫХ И ГОСПЛАНОВСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ДИРЕКТИВЫ N4 Прорыночные положения / Госплановские положения Больше власти предпринимателям / Больше власти чиновникам Исключить вмешательство органов госуправления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности / Сохранить госрегулирование цен на социально значимые товары Не допускать установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами / Гарантировать необратимость приватизации госимущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства Запретить конфискацию и иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями / Обеспечить упрощение порядка предоставления земельных участков субъектам предпринимательской деятельности Предоставить право преимущественного приобретения находящегося в госсобственности имущества (кроме земельных участков) субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее 3 лет, с рассрочкой платежа на 5 лет / Обеспечить по предложениям местных исполнительных и распорядительных органов отчуждение инвесторам за одну базовую величину находящихся в госсобственности и не использовавшихся более 2 лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов Признавать в Беларуси выданные в государствах - участниках Таможенного союза и странах, с которыми заключены соответствующие международные договоры, сертификаты соответствия и другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям / Кардинально сократить количество административных процедур Расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности / Завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах Придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников республики / Обеспечить проведение на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки, включая вопросы распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками Плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще одного раза в 5 лет / Обеспечить существенное сокращение перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количества реквизитов в них Исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, обратной силы / Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности Обеспечить введение в налоговой системе механизмов, позволяющих плательщикам, получившим убытки (в т.ч. в начале деятельности), минимизировать их за счет будущей прибыли / Расширить применение в РБ международных стандартов в бухучете, радикально сократить финансовую отчетность Источник: директива президента N4 от 31.12.2010г. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В новый год Беларусь вошла с двойной идеологией экономической политики.
|
|