Комментарий к Декрету Президента от 23.02.2012 № 2 «О внесении дополнений и изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь»
28.03.2012
—
Разное
|
С 1 марта 2012 г. вступил в силу Декрет Президента от 23.02.2012 № 2 «О внесении дополнений и изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 2). КОНТРАКТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ Предусмотренные Декретом № 2 нормы в основном коснулись табачной отрасли. Напомним, основные правила регулирования рынка табачных изделий определены Декретом Президента от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее – Декрет № 28). Декретом № 2 внесены дополнения в Декрет № 28, закрепляющие правовое обеспечение контрактного производства табачных изделий. В этой связи введен ряд терминов и их определений: организация — производитель табачных изделий — юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее предпринимательскую деятельность по производству табачных изделий на территории Республики Беларусь, в т.ч. по лицензионным договорам, для их реализации, а также выполняющее заказы на производство табачных изделий с последующей их передачей организации — заказчику табачных изделий; организация — заказчик табачных изделий — юридическое лицо, владелец товарного знака (товарных знаков), размещающее у организаций — производителей табачных изделий заказы на производство табачных изделий под этим товарным знаком и приобретающее право собственности на изготовленные табачные изделия; контрактное производство табачных изделий — производство табачных изделий, осуществляемое организацией — производителем табачных изделий на основном технологическом оборудовании, находящемся в ее собственности, хозяйственном ведении, в рамках утвержденной квоты на их производство с использованием собственного табачного сырья и вспомогательных материалов заказчика с последующей передачей организации — заказчику табачных изделий. Данные термины применяются не только для целей Декрета № 28, но и для иных актов законодательства, регулирующих производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий. Для целей налогообложения аналогичное определение термина «контрактное производство табачных изделий» уже было введено с 1 января 2012 г. в Налоговый кодекс (далее — НК) Законом от 30.12.2011 № 330-З. Под контрактным производством табачных изделий понимается производство, осуществляемое организацией — производителем табачных изделий на своих производственных мощностях с использованием собственных табачного сырья и материалов, а также материалов заказчика с последующей передачей табачных изделий заказчику (п. 21 ст. 98 НК). ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ТАБАЧНОГО СЫРЬЯ И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ Декретом № 2 нормы Декрета № 28 по вопросам лицензирования приведены в соответствие с нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение № 450), утвержденного Указом Президента от 01.09.2010 № 450 (далее — Указ № 450). В связи с этим в Положении о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденном Декретом № 28 (далее — Положение № 28), предусмотрена новая редакция гл. «Лицензирование производства и оборота (за исключением импорта и экспорта) табачного сырья и табачных изделий». Производство, розничная и оптовая торговля табачными изделиями, а также их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательством порядке. Данные требования не распространяются на оптовую торговлю табачными изделиями собственного производства, осуществляемую организациями — производителями таких табачных изделий. Порядок лицензирования указанных видов деятельности установлен в гл. 28, 36, 40 Положения № 450. Производство табачных изделий осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, с составляющей работой и услугой «производство табачных изделий». Оптовая торговля табачными изделиями и хранение табачных изделий (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются на основании специального разрешения (лицензии) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий с соответствующими составляющими работами и услугами «оптовая торговля табачными изделиями» и «хранение табачных изделий». Розничная торговля табачными изделиями осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями с составляющей работой и услугой «розничная торговля табачными изделиями». Декретом № 2 сохранены правила ведения Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими. В указанный Государственный реестр подлежат внесению юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую, розничную торговлю ими. Как и ранее, ведение данного реестра возлагается на МНС. Из Положения № 28 исключены нормы, определяющие перечень нарушений законодательства, при совершении которых у лицензиата аннулируются специальные разрешения (лицензии) на право производства табачных изделий, оптовой или розничной торговли ими, их хранения (как вида предпринимательской деятельности), либо действие таких специальных разрешений (лицензий) приостанавливается лицензирующими органами. Исключены также нормы, обязывающие органы, выявившие такие нарушения, информировать об этом лицензирующие органы. Данное исключение произведено с целью устранения коллизий с нормами Указа № 450. Так, в Положении № 450 определены перечни грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, при установлении которых прекращается действие лицензии на деятельность, связанную с производством, оптовой торговлей, хранением и розничной торговлей табачных изделий. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении деятельности, связанной с производством табачных изделий, являются (п. 291 Положения № 450): использование для маркировки табачных изделий поддельных акцизных марок; производство фальсифицированной продукции; отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность ввоза на территорию Республики Беларусь, покупку (поставку) табачного сырья; производство табачных изделий из неучтенного табачного сырья; неоднократное (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд): нарушение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к табачным изделиям по органолептическим, физико-химическим показателям, используемому сырью и показателям безопасности; нарушение требований технологии производства табачных изделий; нарушение требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации табачных изделий; использование для производства табачных изделий сырья и материалов, не прошедших государственную гигиеническую регистрацию в случаях и порядке, установленных законодательством. Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении оптовой торговли табачными изделиями и их хранения (как вида предпринимательской деятельности) являются (п. 376 Положения № 450): оптовая торговля табачными изделиями и (или) хранение таких изделий без акцизных марок Республики Беларусь, специальных марок, если маркировка указанных изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками; оптовая торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; оптовая торговля табачными изделиями и (или) хранение таких изделий без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения (поставки). Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в отношении розничной торговли табачными изделиями являются (п. 413 Указа № 450): торговля табачными изделиями без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки); торговля табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками; торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; осуществление розничной торговли табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом; наличие просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия два раза и более в течение календарного года. Декретом № 2 введено определение термина «юридические лица», применяемого для целей Декрета № 28 и иных актов законодательства, регулирующих производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий. Под юридическими лицами понимаются юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь. Данное определение введено также в целях приведения норм Декрета № 28 в соответствие с нормами Указа № 450. В частности, в Указе № 450 предусмотрена возможность осуществления оптовой торговли табачными изделиями и их хранения (как вида предпринимательской деятельности) не только юридическими лицами Республики Беларусь, но и иностранными юридическими лицами (иностранными организациями). Как и ранее, Декретом № 2 предусмотрено, что оптовая, розничная торговля табачными изделиями, их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются при обязательном наличии разрешенных к применению и исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь. По-прежнему юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую, розничную торговлю табачными изделиями, обязаны обеспечивать проверку подлинности акцизных и специальных марок на табачных изделиях, реализуемых ими в принадлежащих им торговых объектах и объектах общественного питания, и несут ответственность за подлинность этих марок. Проверка подлинности акцизных марок осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Минторга от 01.02.2007 № 8. Сохранена норма, предусматривающая обязательное наличие у осуществляющих розничную торговлю табачными изделиями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в принадлежащих им торговых объектах и объектах общественного питания, кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем. Юридические лица, осуществляющие производство табачных изделий, оптовую торговлю ими, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю табачными изделиями, в сопроводительных документах на покупку (поставку) этих изделий указывают номер специального разрешения (лицензии) на право осуществления ими такой деятельности, а также номер соответствующего специального разрешения (лицензии), выданного юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями табачных изделий. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ, НЕПИЩЕВОЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ И НЕПИЩЕВОГО ЭТИЛОВОГО СПИРТА Декретом № 2 внесены изменения в Декрет Президента от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта». Они затронули правовое регулирование вопросов лицензирования алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Так, из данного Декрета исключено Положение о государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. В исключенном Положении предусматривались перечни нарушений, при совершении которых у лицензиата аннулировались специальные разрешения (лицензии) на право производства и оборота (оптовая торговля и хранение) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, а также специальные разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками, либо приостанавливалось их действие. Кроме того, нормами указанного Положения предоставлялось право на аннулирование таких специальных разрешений (лицензий) налоговым органам. Основным законодательным актом, регулирующим вопросы лицензирования (Указом № 450), — право аннулирования специальных разрешений (лицензий) налоговым органом не предоставлено. Перечни грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, при установлении которых прекращается действие специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с производством, оптовой торговлей, хранением и розничной торговлей алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией, определены в Положении № 450. В отношении деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий отнесены (п. 291 Положения № 450): производство коньяков, бренди и коньячных напитков негосударственными юридическими лицами, не имеющими доли государства в уставном фонде либо с долей государства в уставном фонде 30 % и менее; производство плодовых вин с использованием этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства; изготовление алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта при отключенных приборах учета этих продукции и спирта, либо при отсутствии таких приборов, либо с приборами учета продукции и спирта без средств контроля и (или) действующих поверительных клейм, либо с приборами учета продукции и спирта, не оснащенными фискальной памятью, соответствующей требованиям законодательства; использование для маркировки алкогольных напитков поддельных акцизных марок; производство фальсифицированной продукции; отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта; неоднократное (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд): нарушение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевому этиловому спирту по органолептическим, физико-химическим показателям, используемому сырью и показателям безопасности; нарушение требований технологии производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта; нарушение требований законодательства об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта; использование для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта сырья и материалов, не прошедших государственную гигиеническую регистрацию в случаях и порядке, установленных законодательством. В отношении оптовой торговли и хранения (как вида предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий относятся (п. 376 Положения № 450): оптовая торговля алкогольными напитками и (или) хранение таких напитков без акцизных марок Республики Беларусь, специальных марок и (или) специальных знаков, если маркировка указанных напитков этими марками, знаками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками; оптовая торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных напитков, продукции, спирта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; оптовая торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом и (или) хранение таких напитков, продукции без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения (поставки). В отношении розничной торговли алкогольными напитками к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий относятся (п. 413 Положения № 450): торговля алкогольными напитками без наличия сопроводительных документов, подтверждающих легальность их приобретения (поставки); торговля алкогольными напитками без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка данных напитков этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками; торговля алкогольными напитками без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия данных напитков, изделий требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; осуществление розничной торговли алкогольными напитками в местах, где она запрещена актами законодательства, а также в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С 1 марта 2012 г. вступил в силу Декрет Президента...
|
|