Проблемы эксклюзивного партнерства. 21.by

Проблемы эксклюзивного партнерства

22.08.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Гибель в результате внутреннего взрыва индийской подлодки «Синдуракшак» российской постройки вызвала в этой стране очередной всплеск обсуждения целесообразности широкого военно-технического сотрудничества Дели с Москвой.

Катастрофы подводных лодок, увы, не редкость. В том числе и прямо в собственной базе, как это случилось с индийской ПЛ. Например, в прошлом году произошел крупный пожар на американской атомной ПЛ «Майами» (типа «Лос-Анджелес»), находившейся на ремонте в доке. Сначала американское командование надеялось отремонтировать «Майами», но постепенно выяснилось, что повреждения слишком тяжелые. В итоге лодка будет списана на десять лет раньше положенного срока. Эта потеря вполне сравнима с гибелью «Курска», другое дело, что у американцев обошлось без человеческих жертв. Но, конечно, индусам от этого не легче, тем более что на «Синдуракшаке» погибли 18 подводников.

Индия на протяжении уже многих лет является крупнейшим в мире импортером российского вооружения. Причем речь здесь идет не только о простой продаже, но и о гораздо более глубоком партнерстве. Например, недавно Россия передала Индии в аренду новейшую атомную подлодку пр. 971, подобная сделка не имеет аналогов в мировой практике. Страны совместно разрабатывают уникальную сверхзвуковую крылатую ракету «Брамос», истребитель 5-го поколения по проекту FGFA, новейший военно-транспортный самолет. По российской лицензии в Индии производятся истребители-бомбардировщики Су-30МКИ и танки Т-90С. Обычные закупки вооружения имеют огромный объем. В частности, Индия приобрела у РФ 10 подлодок пр. 877. Теперь их осталось 9.

И сам по себе объем военно-технического сотрудничества, и важность Индии для России как геополитического союзника делают отношения сторон эксклюзивными. Сравнимый уровень партнерства имеется еще разве что между США и Великобританией. При этом, к сожалению, в последнее время в российско-индийских военно-технических отношениях иногда начала проявляться некоторая напряженность. 

Нельзя не признать, что в России некоторые лица, отвечающие за экспорт вооружений, до сих пор не вполне осознали, что Индия – давно уже не «банановая республика», а держава с высокими финансовыми и технологическими возможностями. Поэтому покупать «все подряд» она не собирается, ее запросы к качеству закупаемых вооружений резко выросли. Кроме того, надо иметь в виду, что даже в годы холодной войны, когда Индия относилась к «советскому блоку», она сохраняла хорошие отношения со странами Запада и закупала там вооружения (в первую очередь – в Великобритании). Сейчас все идеологические ограничения давно сняты. Если не считать Китая, который рассматривает Индию (а она соответственно – его) в качестве одного из главных потенциальных противников, все остальные главные экспортеры оружия, включая США, ведут ожесточенную борьбу за индийский рынок вооружений. В частности, Вашингтон предлагал Индии купить у него авианосец, а также истребитель 5-го поколения F-35 взамен разработки FGFA. Уже сегодня Дели закупает американские вертолеты, транспортные и противолодочные самолеты, французские истребители и подлодки. То есть конкуренция здесь очень сильна. Россия же иногда заключает не до конца проработанные сделки. Самым известным случаем является продажа в Индию авианосца «Викрамадитья» (бывший советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). Он должен был войти в строй индийских ВМС еще в 2008 году, но до сих пор находится в Северодвинске. Российская сторона, заключая сделку, не сумела просчитать реальную стоимость и сроки выполнения контракта.

С другой стороны, сама Индия иногда переоценивает собственные технологические возможности и соответствующий уровень подготовки персонала. Отчасти задержка с передачей «Викрамадитьи» связана и с действиями индусов, которые требовали внесения изменений в конструкцию энергетической установки корабля, что привело к аварии. А на подлодки пр. 877 в ходе их ремонта и модернизации в том же Северодвинске устанавливаются индийские аккумуляторы вместо российских. Есть очень сильные подозрения, что причиной гибели подлодки «Синдуракшак», которая только что прошла ремонт и модернизацию, стал именно взрыв аккумуляторной батареи индийского производства.

Очень хочется надеяться, что обе стороны смогут осознать свои ошибки, что позволит вывести российско-индийское сотрудничество на еще более высокий уровень. Слишком важно это сотрудничество для обеих сторон.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Гибель в результате внутреннего взрыва индийской подлодки «Синдуракшак» российской постройки вызвала в этой стране очередной всплеск обсуждения...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика