Конфликт из-за сбитого самолета может снизить капитализацию некоторых российских компаний и больно ударить по экономике Турции, полагают экономисты BofA Merrill Lynch.
Сбитый самолет СУ-24 испугал международных инвесторов, полагают экономисты BofA Merrill Lynch Владимир Осаковский и Тюркер Хамзаоглы. «Эта новость негативна для российского и турецкого рынков, для всех классов активов», — пишут они. Она создала новый уровень политического риска, который связан с вероятным усилением напряженности в отношениях двух стран в ближайшем будущем, указывают они, сообщает РБК.
По мнению экономистов, этот инцидент приведет к «дипломатической и экономической напряженности», но не к полномасштабному военному конфликту. «Президент Путин не дает никаких указаний в отношении потенциального военного ответа, хотя и упоминает, что двусторонние отношения находятся в опасности. С другой стороны, глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини после разговора с генсеком НАТО заявила, что необходимо избегать эскалации напряжения после инцидента с российским самолетом Су-24 в Сирии», — пишут экономисты.
Тем не менее, инцидент может иметь негативные долгосрочные последствия для российского рынка, полагают экономисты. Из-за случившегося инвесторы растеряют оптимизм и надежды на улучшение отношений России и Запада, указывают они.
В уязвимом положении российские компании, которые присутствуют на турецком рынке, пишут экономисты: «Их стабильность может стать источником беспокойства для рынка». «В частности, «Газпром» через «Голубой поток» в акватории Черного моря продал в 2014 году более 20 млрд кубометров газа на турецкий рынок, что составляет около 12% от общего объема экспорта. Турция также имеет важное значение для планов «Газпрома» пустить газ в Европу в обход Украины. Сбербанк России владеет DenizBank, активы которого составляют около 9% консолидированных активов Сбербанка, а прибыль — чуть более 10% консолидированной чистой прибыли», — приводят примеры Осаковский и Хамзаоглы.
Акции «Газпрома» в среду, 25 ноября, к 17:00 подешевели на 1%, Сбербанка — выросли на 1,96%.
Ответ России на сбитый самолет может, в свою очередь, ударить по экономике Турции, полагают эксперты из BofA Merrill Lynch. Экономические связи между Россией и Турцией довольно сильные, пишет в своем обзоре главный экономист «Ренессанс Капитала» Чарли Робертсон. «В 2014 году российский импорт в Турцию составил $25,3 млрд, что составляет 10,4% от общего импорта в эту страну. Турция, в свою очередь, экспортировала в Россию товары на $5,9 млрд (3,8% от общего объема экспорта)», — пишет Робертсон. Российский импорт газа в Турцию равен 60%, добавляют Осаковский и Хамзаоглы. «И весьма маловероятно, что теперь Турция получит долгожданное 10-процентное снижение цен на нефть», — пишут они. Кроме того, значительное число турецких предприятий работает в России в различных секторах — к примеру, в строительстве и розничной торговле. «Это означает, что Россия имеет возможность отомстить экономически», — резюмируют экономисты BofA Merrill Lynch.
Еще более важным направлением для Турции является туризм, пишет Робертсон. 4,48 млн российских туристов посетили Турцию в 2014 году, это 12% всего туристического потока в Турцию. Большее число туристов в эту страну приезжает только из Германии (5,25 млн в 2014 году). «Если Путин действительно хочет вызвать раздражение Турции, то он может приостановить безвизовый режим между двумя странами, который действует сейчас», — пишет Робертсон.
Конфликт из-за сбитого самолета может снизить капитализацию некоторых российских компаний и больно ударить по экономике Турции, полагают экономисты BofA Merrill Lynch.