Цена сотрудника. Сколько на самом деле стоит работник для компании в Беларуси
08.12.2016 14:28
—
Разное
|
Помимо зарплаты и налогов у каждого работодателя существуют «невидимые» расходы на сотрудников. О многих из них работники даже не подозревают, хотя окончательная сумма, если подсчитать, может оказаться чуть ли не в два раза больше того, что вы получаете на руки. FINANCE.TUT.BY разобрался, из чего формируется «цена» сотрудника для компании и во сколько вы на самом деле обходитесь своему начальству. ![]() Расходы на персонал в Беларуси больше, чем в СШАВ Беларуси чаще всего учитываются общие расходы на персонал — траты на каждого отдельного сотрудника считают единичные компании. По данным, которые нашел FINANCE.TUT.BY, общие расходы на офисного работника в столичной компании со штатом в несколько сотен человек приближаются к 100% от зарплаты. То есть работник со средней по Минску зарплатой в 1011 рублей (около 530 долларов) в реальности обходится компании больше, чем в тысячу долларов. Для сравнения: в США, например, реальная стоимость сотрудника на 20−25% Основные расходы, из которых формируется полная стоимость персонала, — это траты на социальные программы, обучение и развитие сотрудников, аттестацию и оценку их работы, подбор и адаптацию персонала, кадровое делопроизводство и корпоративные мероприятия, как рассказывает заместитель генерального директора по персоналу компании «СофтКлуб» Ксения Кручинина. Однако большинство белорусских компаний детально не планируют свои расходы на персонал. Особенно «безалаберно», по мнению HR-эксперта, к бюджетированию персонала относятся в сфере IT: ![]() — Темпы роста IT-отрасли и доходность в ней настолько высоки, что собственники начинают задумываться о тщательном планировании расходов на персонал, только когда входящие финансовые потоки серьезно уменьшаются. Были случаи, когда компании, чтобы захватить рынок, расточительно расходовали средства на привлечение и удержание персонала, но, столкнувшись с финансовым кризисом, начали резко сокращать расходы и активно теряли персонал, в который вложили так много денег. В реальном секторе, где доходы ниже, к планированию персонала подходят с большей щепетильностью: — Руководители и собственники вынуждены считать средства, которые они готовы инвестировать в персонал. Поэтому реальный сектор часто показывает более разумный и экономный подход к планированию расходов на персонал. Это и поиск новых нестандартных и экономичных инструментов в области обучения, и более тщательная проработка корпоративных социальных программ, и более скромные бюджеты на корпоративные мероприятия. Налоги — половина вашей зарплатыФонд оплаты труда — самая серьезная статья расходов на персонал, которая включает непосредственно зарплату, налоги и прочие отчисления. В разных компаниях структура зарплаты выглядит по-разному. Например, в крупных IT-компаниях США большую часть — Каждая компания определяет свой формат мотивационного пакета, который зависит от формы бизнеса. Например, если у бизнеса быстрая оборачиваемость, то тут чаще используют модель: оклад + % от сделок + квартальные бонусы. Если бизнес предполагает сделки длинного цикла, то здесь мы чаще всего говорим про более высокие оклады и более существенные бонусы, которые, как правило, выплачиваются раз в полгода или год, или в результате завершения долгосрочной и дорогостоящей сделки. ![]() За каждого сотрудника компания отчисляет государству почти половину его «чистой» зарплаты — налоги на самом деле достигают в Беларуси 48%. При этом 13% подоходный налог и 1% обязательные страховые взносы по пенсионному страхованию — это то, что видят и платят сами сотрудники. Кроме того, каждая организация платит за сотрудника разнообразные отчисления в ФСЗН. Общая сумма — это 34% от размера зарплаты. Если говорить в конкретных цифрах, то при выплате средних минских 530 долларов зарплаты на налоги и прочие отчисления тратится почти 255 долларов сверху. Стоимость аренды делится на каждого сотрудника— Расходы на аренду помещения и оборудование, технику, лицензионное ПО, интернет и связь в крупных компаниях с развитой системой финансового учета рассчитываются на каждого сотрудника. В средних и мелких бизнесах учет, безусловно, также ведется, но я уверена, что эти расходы не привязываются к каждому сотруднику, — объясняет Ксения Кручинина. ![]() То, насколько это затратно, зависит от запросов самой компании — средние цифры по рынку привести тяжело: — Кто-то выбирает безлимитный интернет с самой высокой скоростью, а кто-то, анализируя потребности, ограничивает трафик. Кто-то покупает технику Apple для всех сотрудников, а кто-то останавливается на бюджетных ПК. Кто-то считает, что с точки зрения квадратных метров надо следовать требованиям государства, кто-то считает, что пока есть свободные «квадраты» и туда влезает человек, то нужно сажать. По нашим расчетам, расходы на аренду (в бизнес-центре класс В1) и коммунальные услуги являются самой затратной статьей расходов — в месяц на человека уходит 125 долларов. При этом в расчет берется только рабочая часть офиса, где стоят столы сотрудников, — общая территория (холл, кухня, переговорные) не считается. 25 долларов тратится на амортизацию рабочего места (стол, стул, компьютер, телефон). На содержание офиса тратится еще 65 долларов в месяц (на каждого сотрудника). В эту сумму входят зарплаты уборщиц, завхоза и сисадмина. Плюс расходы на гигиену и чистоту и различные офисные плюшки: чай, кофе, печенье и т.д. «Сначала вложились в тренажерку, а потом стали думать, как заставить сотрудников туда ходить»Примерно по 30 долларов в расчете на одного сотрудника в месяц уходит на административные расходы, связанные с работой персонала. В первую очередь, это зарплаты бухгалтерам, отделу кадров и т.д. Некоторые компании, особенно в IT-сфере, большие деньги тратят на различные социальные программы. При этом в Беларуси, как считает Ксения Кручинина, эти траты часто носят несистемный и расточительный характер: — Я знаю пример, когда компания вложила огромные деньги в создание тренажерного зала, а потом заказывала разработку специальных мероприятий для того, чтобы стимулировать сотрудников ходить в этот тренажерный зал, потому что никто туда не ходил. К сожалению, подход к социальным программам в нашей стране оставляет желать лучшего. Это дань западной моде, которую мы бездумно копируем, не разбираясь в смысле и значении инструмента. В США, например, медицинское страхование — обязательный социальный пакет крупной компании, потому что медицина платная и очень дорогая. Какую смысловую нагрузку несет медицинская страховка в нашей стране, как я ни пыталась разобраться, так и не смогла понять. Привилегии, которые предлагают страховые компании в нашей стране, крайне сомнительны. ![]() Компании продолжают инвестировать в социальную политику, потому что это делает их более привлекательными. Бесплатный английский, абонемент в тренажерный зал или страховка — приятные бонусы, которые человек может получить, придя в компанию. Однако в долгосрочной перспективе им не придают большого значения: — Многие исследования вовлеченности и лояльности сотрудников к компании показали, что наличие корпоративных «плюшек» при формировании лояльности почти всегда стоят на последнем месте, — отмечает Ксения Кручинина. Также важной статьей расходов являются затраты на обучение персонала. Однако сейчас благодаря развитию технологий траты на образование в компаниях постепенно снижаются. — Уже не обязательно содержать в штате группу тренеров, ведь можно записать один вебинар и демонстрировать его большому количеству людей. Но важно учитывать, что скорость обновления информации в современном мире сильно изменилась, и чтобы оставаться на пике актуальных знаний, надо постоянно создавать новый информационный контент, а это — тоже расходы. От 80 до 120 долларов «с души» на корпоративВ зависимости от запросов компании на одного сотрудника на корпоратив обычно тратится 80 — 120 долларов. — Как правило, сначала формируется общая концепция мероприятия и описываются общие «хотелки» компании и руководства. Потом формируется бюджет всех желаний, и после этого можно подсчитать, какая сумма выходит на человека. ![]() В последние пять лет у компаний начала появляться еще одна статья расходов — траты на формирование положительного HR-бренда работодателя. — Это важная работа, которую IT-компании ведут очень активно. Компании реального сектора также стали уделять много внимания этому вопросу. По сути, это некий бюджет на продвижение компании в различных каналах. Бюджет также варьируется в зависимости от задач и возможностей компании. На чем экономят в кризис?В первую очередь компании начинают экономить на развлекательных мероприятиях. Потом сокращают расходы на обучение, затем — на «социалку». Происходит оптимизация количества сотрудников (не набирают новых сотрудников — прощаются с теми, кто не приносит денег) и только в самом конце — оптимизация ФОТа. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
FINANCE.TUT.BY разобрался, из чего формируется "цена" сотрудника для компании и во сколько вы на самом деле обходитесь своему начальству.
|
|