Калиновский, Короткевич и исчезнувшие "Каласы пад сярпом тваім". Спектакль "Сіняя-сіняя" из Могилева. 21.by

Калиновский, Короткевич и исчезнувшие "Каласы пад сярпом тваім". Спектакль "Сіняя-сіняя" из Могилева

18.10.2017 10:58 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На международном форуме ТЕАРТ, который завершился в Минске, показали постановку «Сіняя-сіняя». Лучший спектакль белорусской программы теперь можно увидеть только в Могилеве, и это повод любому более-менее культурному человеку сесть за руль или отправиться за билетом на вокзал. Ведь спектакль, действие которого происходит в 1880 году, в реальности рассказывает о 2017-м, а главный герой — один из нас с вами.

1880 год. Посреди пустыни Сахара умирает от жажды Петрок Ясюкевич. Как писал в своем рассказе «Сіняя-сіняя» Владимир Короткевич, перед нами «бывший белорус, бывший студент, бывший повстанец, бывший путешественник. Бывший человек. Потому что тут лежал живой труп».

О том, почему Петрок решил все же вернуться в Беларусь, рассказывает спектакль «Сіняя-сіняя», поставленный в Могилевском театре кукол. Его показ прошел в рамках программы «Belarus Open» на международном фестивале ТЕАРТ.


Фото: Евгения Налецкая

Сначала кажется, что главный герой спектакля вовсе не Ясюкевич, а песок. Он царит повсюду, наполняет легкие и сердце. Петрок (актер Николай Стешиц) сделает несколько записей в своем дневнике, чью функцию выполняет стеклянная поверхность: изображения и мысли проецируются на экран, а затем пропадают, заметенные песком. Песок вплотную подступает к кирпичной стене, в тени которой от палящего солнца прячутся куклы — сам Петрок и Джамиля, маленькая дочка местного шейха, которую он должен спасти от гибели. Не проникает песок только в многочисленные ящики для оружия, которые — использую тут аналогию, понятную читателям «Гарри Поттера» — выполняют роль своеобразных «омутов памяти».

Петрок открывает ящики — и перед глазами зрителей возникают то белорусские пейзажи, то фигурки товарищей по Виленской гимназии, а то и черепа с пустыми глазницами. Последнее — все, что осталось от друзей Ясюкевича по восстанию Калиновского. В том числе, и от его руководителя: из своего «омута» главный герой достанет куклу Кастуся с петлей на шее, петлей, прикрепленной к эшафоту. (Впрочем, спектакль не отражает какое-то конкретное время. Так, в одной из сцен главный герой перевоплощается в сотрудника НКВД и запускает крутиться две машинки, символизирующие «черные воронки», в которых арестованных отвозили в тюрьму).


Фото: Евгения Налецкая

17 лет назад восстание Калиновского было разгромлено. Ясюкевич эмигрировал и попал в Африку. Во взгляде героя, когда он смотрит на портреты своих товарищей, ощущаешь тоску. Это не только взгляд человека, чьи лучшие годы уже прошли. Петрок одной ногой стоит в могиле и в полной мере соответствует определению, которое данное ему Короткевичем. На экране мы видим куклу — «живой труп» с ввалившимися глазами (художник Татьяна Нерсисян). В финале жизни герой, по сути, отрекается от родины. Любит ее по-прежнему, но отказывается от борьбы за ее свободу и не верит в возможное возвращение. «Маленькая краіна, уся пісаная гісторыя якой налічвала восемсот год, з якіх трыста сама не ведала, хто яна такая», — говорит Ясюкевич о Беларуси.

На происходит чудо: ради Джамили он ищет и находит воду. А вспоминая о своей родине и рассказывая о ней девочке, мысленно возвращается в Беларусь. И понимает, что кто-то должен вернуться и начать борьбу сначала.

Жанр спектакля обозначен режиссером Игорем Казаковым как «галлюцинация», поэтому судьбу героя можно трактовать по-разному. Для одних синий снег, а также свечи, которые расставляет герой, воспринимается как символ смерти Петрока и его ухода в вечность. Но других этот синий снег заставит поверить в реальность возвращения главного героя.


Фото: Евгения Налецкая

Казалось бы, речь идет о событиях, случившихся почти полтора века назад. Но Казаков делает главного героя… нет, не нашим современником, а человеком, чьи действия, поступки и мотивация сейчас понятны нам более, чем когда-либо. В определенной степени, Ясюкевич воспринимается даже символом своего времени.

Когда-то Казаков неожиданно «прочитал» Шекспира, сделав Гамлета инфантильным подростком в своей постановке, жанр которой был определен как «трагифарш». Добавлю, что удивительная разносторонность режиссера, который выбирает для одних спектаклей ярко экспрессивную и даже провокационную манеру, а в других погружает зрителя в медитативное пространство, — показатель настоящего таланта.

Петрок Ясюкевич — одиночка, который сумел выжить. Теперь, с временной дистанции, он размышляет о смерти своих друзей и триумфе врагов. Он понимает, что время массовых политических движений прошло или отодвинулось на второй план, а наступило время одиночек. И для главного героя вопрос «быть или не быть?» звучит как «верить или не верить?». Верить в себя, в свой народ, в здравый смысл и торжество справедливости. И именно с возращения веры начинается возвращение к себе. Лейтмотивом этого возвращения становится глубокая и эмоциональная музыка композитора Александра Литвинского.

Видео: MrQuinterr

В далеком 1990-м году в Купаловском театре был поставлен спектакль «Тутэйшыя». Как считает режиссер Татьяна Троянович, он «попал в свое время. И стал символом этого времени. А это признак по-настоящему культовых постановок». Для полноценной оценки могилевского спектакля «Сіняя-сіняя» должно пройти время. Но наше время — одиночек и сомневающихся людей — режиссер отразил глубоко.

Читатель спросит, а причем здесь «Каласы пад сярпом тваім»? Долгие годы в литературных кругах ходили легенды о том, что Владимир Короткевич написал продолжение cвоего культового романа. Но оно исчезло, когда его квартира была ограблена, и никогда не было найдено.

Когда-то автор этих строк предположил в своей книге «Жанчыны ў жыцці Уладзіміра Караткевіча», что рассказ «Синяя-синяя…» — это и есть эпилог романа. Но был опубликован как отдельное произведение. Споры о правдивости этой версии оставлю для другой статьи.


Фото: Евгения Налецкая

Важно другое: спектакль Игоря Казакова не просто воплощает на сцене произведение Короткевича, а находит в нем новые оттенки и смыслы, созвучные ожиданиям и настроениям современного общества.

Это нечастный пример того, что качественный продукт национального театра будет востребован и актуален и за пределами страны. Показы спектакля «Сіняя-сіняя» уже прошли на фестивалях в Белостоке, Бресте, Варшаве и Висагинасе (Литва). Уверен, что показ на фестивале ТЕАРТ — далеко не последняя межднародная презентация поставноки.

«Сіняя-сіняя»

Могилевский областной театр кукол

Режиссер Игорь Казаков

Художник Татьяна Нерсисян

Музыка Александр Литвиновский

В ролях: Николай Стешиц

Ближайшие показы: 31 октября, 1 и 2 ноября (начало: 18:30)

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На международном форуме ТЕАРТ, который завершился в Минске, показали постановку "Сіняя-сіняя".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика