«Нам бы с криптой разобраться, а вы с дронами лезете». Почему в Беларуси сложно летать. 21.by

«Нам бы с криптой разобраться, а вы с дронами лезете». Почему в Беларуси сложно летать

29.06.2018 15:36 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сообщество byGIS провело митап по геоинформационным системам и открытым картам на площадке SPACE. О правовом вакууме вокруг дронов рассказал председатель Белорусской федерации беспилотной авиации Глеб Бондарик.  

Глеб Бондарик

Проникновение беспилотных систем в Беларуси выше, чем, скажем, в России, уверен спикер. У нас уже практически не осталось лесных хозяйств, где бы не применяли эти летательные аппараты. Фотографы, видеооператоры и блогеры тоже активно используют современные методы съёмки. Но в правовой среде, регулирующей такие полёты, всё ещё много неясного.

Основной документ, регулирующий полёты беспилотников, — Указ 81 Об использовании авиамоделей. Он расставляет некоторые точки над i. Например:

  • Вне запретных зон (карта) можно летать на высоте до 100 метров. Выше — после согласования с «Белаэронавигацией»).
  • Нанесение маркировки на летательный аппарат обязательно.

Одна из проблем для операторов дронов — частота диапазона. На данный момент у популярных моделей беспилотников их только две: 2.4 и 5.8 ГГц (более простые модели могут использовать другие частоты: например, комнатные вертолёты Syma летают на 29 МГц).

Это гражданские частоты общего назначения во всём мире, на них может безо всяких согласований работать всё, что угодно, — от микроволновок до WiFI и Bluetooth. В Беларуси же ими нельзя просто  взять и воспользоваться.

— Мы, Федерация Беспилотной Авиации, отстаиваем перед министерствами возможность легально и беспрепятственно пользоваться беспилотниками, — рассказывает Глеб Бондарик. — Иногда это получается, а иногда нет. Например, сначала на нашу просьбу выделить ещё одну частоту отказали. Но потом всё-таки предоставили частоту 2.4. С условием, что Федерация будет вести учёт и контроль малых и сверхмалых беспилотников на территории Беларуси, который до этого никто не вёл.

В течение следующих месяцев будет принята новая редакция воздушного кодекса. Она затронет всё, что летает: от малой модели дрона до авиалайнера. Новую редакцию разрабатывают уже больше года. Мы тоже принимали участие в составлении этого кодекса. Здоровья для этого нам потребовалось много.

Ключевые вопросы к новой редакции воздушного кодекса:

1. В первой редакции предлагали получать сертификацию для дронов от 350 гр. Нам удалось отвоевать 7 кг. Но проблема в том, что и этого веса недостаточно. В геодезии, например, беспилотники с хорошей камерой весят около 15 кг.

2. Владельцам беспилотных летательных аппаратов нужно получать сертификат эксплуатанта. Не до конца понятна процедура его получения и стоимость. Я вообще против этого сертификата, потому что он подразумевает заключение договоров с аэродромами, прохождение технического и медицинского осмотров и пр.

Когда в кулуарах я указывал на абсурдность этого сертификата, мне отвечали: «Забей, всё равно никто не будет его получать». Господа, подождите, а зачем тогда вводить его на законодательном уровне? Какая вообще разница: в небе столкнутся сертифицированные или несертифицированные дроны?

3. Правила ввоза/вывоза беспилотников. Постановление Государственного таможенного комитета (ГТК) и Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) «О специфической продукции» говорит о том, что любой беспилотный летательный аппарат является системой двойного назначения. А значит, для легального ввоза его на территорию Беларуси нужно получать разрешение в ГВПК. Федерация Беспилотной Авиации упрощает эту задачу. Удостоверение ФБА позволяет без согласования с ГВПК привозить дроны в Беларусь.

Со многими вопросами эксплуатации беспилотников на территории Беларуси я обращался в ПВТ. Но там мне ответили в духе: «Эм-м, нам бы с криптовалютами разобраться, а вы тут со своими беспилотниками лезете».


Итак, что есть на сегодня:

— Требование N1: обязательная сертификация для устройств весом более 350 гр и невозможность использовать беспилотники свыше 7 кг. Это ограничение в первую очередь затрагивает летательные аппараты в геодезии.

—  Требование N2: сертификат эксплуатанта, который непонятно зачем нужен.

— Тем не менее, этот набор требований (сертификация беспилотников свыше 350 гр и сертификат эксплуатанта) является наиболее рабочим инструментом на постсоветском пространстве. В России дела обстоят куда хуже.

— У Федерации налажены неплохие отношения с военными органами. Они, кстати, сами не хотят, чтобы их обязали взяться за регулирование полётов беспилотников. Вы только представьте, что патрули будут ходить и высматривать, кто где летает. К тому же, если все владельцы дронов пойдут к ним за получением сертификатов, то у них не будет другой работы, кроме как выдавать бумаги на дроны. Абсурд.

Что будет:

В ближайшее время будут составлены новые правила для беспилотников. С департаментом по авиации мы ещё повоюем. Я писал им, просил передать эти правила нам на общественное обсуждение, но пока тихо.

К осени мы планируем запустить систему электронного принятия заявок на полёты.


Разрешено ли в Беларуси использовать фотографии, сделанные дроном, где в кадр попали посторонние люди?

Наше законодательство не запрещает использовать такие снимки.

Что должно содержаться в маркировке беспилотника?

Информация о владельце (И.Ф.О.), контактные данные, адрес проживания, наименование юрлица, если это дрон предприятия.

Можно ли эту информацию просто QR-кодом сделать?

Только QR-кодом нельзя. Обязательно должна быть текстовая информация. А после неё уже можно добавить QR-код. В метках от БФБА есть и то, и то.

Что будет, если поднять беспилотник выше 100 метров без разрешения Генштаба?

Слышал, что задерживают, но вроде бы пока не штрафуют.

У многих ребят из военных органов тоже есть беспилотники. Они понимают, что будущее не остановить. Например, в ближайшее время мы начнём обучать управлению дронами людей из Следственного комитета.

Как обстоят дела с доставкой дронами?

Доставка дронами на сегодня не реализуема. Поверьте, это хайп и попса. Дроны не предназначены для доставки. Один полёт будет стоить дороже, чем содержимое доставки. К тому же, GPS нельзя доверять. Сегодня она есть, а завтра может не быть. Чтобы запускать такие доставки, нужно делать огромную наземную инфраструктуру. Это проект государственного уровня.

Вообще, беспилотник — это способ сбора информации, а не доставки. Его можно привязать, например, к картографии, геодезии, метеорологии и пр.  

 

Фото: Александр Корсаков
 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сообщество byGIS провело митап по геоинформационным системам и открытым картам на площадке SPACE. О правовом вакууме вокруг дронов рассказал председатель Белорусской...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика