Зная, как (НЕМО (лат. nemo) никто) — переводится его сценический псевдоним, лишний раз убеждаешься: латинский – мертвый язык. Иначе как объяснить стремительную карьеру в шоу-бизнесе музыканта-самоучки? Он уже вошел в историю отечественной эстрады, как самый выносливый исполнитель, способный дать максимальное количество концертов в сжатые сроки. Не раз махнул модным ирокезом на сценах белорусских и российских городов. Талантливый певец, композитор и аранжировщик – три в одном. Саша НЕМО дал часовой концерт в Быхове.
Публика была в восторге: живое исполнение, потрясающая энергетика со сцены, подпитываемая шутками, автографы на открытках и фотосессии со звездой. Пропустить понравившуюся землякам персону «МП» просто не мог. В гримерке говорили о творчестве, стереотипах и даже футболе.
—Саша, только приехали – и через пятнадцать минут уже на сцене, где выложились по максимуму. А как же персональный райдер на нескольких листах, с обязательным отдыхом в гостинице?
— Мы сейчас работаем в достаточно плотном графике, когда, честно говоря, уже спишь на ходу. То же самое с едой и со всем остальным. Тут не до капризов. Будет всего пара дней, когда можно присесть спокойно в студии и подготовиться к предстоящему «Славянскому базару», где я выступаю.
— Вот это ритм!
—В этом, кстати, и заключается прелесть моей профессии. Ведь, помимо певческой деятельности, я еще и аранжировкой, сведением занимаюсь. Весь репертуар записал лично. Даже кавер-версии, звучащие со сцены, — это «штучный» вариант. С такими песнями я в различное время участвовал во всевозможных телевизионных проектах. Их порядком поднакопилось. Поэтому, когда приезжаем с концертом в город, где аудитория с достаточно широким возрастным диапазоном, мы можем удивить практически любого. Или, на крайний случай, просто взять гитару и спеть, как говорится, что угодно.
— Хотите сказать, что на сцене одна сплошная импровизация?
— На сцене, как и в жизни, должно быть место импровизации. Скажу больше: мне иногда кажется, что мой концерт – это одна сплошная импровизация. Певец – профессия творческая. В ней загадкам и непредсказуемости самое место. Ну, вышел артист на сцену, объявил номер, спел. Я придерживаюсь несколько иных канонов. Да и энергетика должна быть «разновекторная». Если кто-то «бьет» точечно, то у меня на сцене – разряды молнии, разлетающиеся в разные стороны. Куда «шарахнет» — сам сразу и не скажу (смеется). Я точно знаю, какими двумя песнями начну и закончу концерт. Середина зависит от публики – я чувствую, что они хотят услышать. А ребята, которые выступают со мной, уже по подводке к песне понимают, что именно нужно исполнять.
— Вы очень много общались с публикой, причем, диалог шутками сопровождался. Чувство юмора врожденное или приобретенное? Вы ведь в свое время капитаном школьной команды КВН были.
— Скорее, второе. В школе я «капитанствовал» в середину 90-х. Жесткая цензура не давала «разогнаться». Теперь все иначе. Вот я на вашу сцену выбежал, расположения не знаю. Пришлось ориентироваться «на местности», подстраиваться под обстоятельства, как-то выкручиваться. Видели, как я «стометровку» со сцены и назад бегал? Зато размялся, буду всю дорогу спать, как молодой спортсмен! А что, классно! (смеется).
— Раз уж о местном приеме заговорили, не могу не спросить: провинциальная публика от столичной существенно отличается?
—Безусловно! Люди в маленьких городах более открытые. На те же мои шутки минчане отреагируют более сдержанно. Они скорее проявят активность при российских артистах. Есть у нас такой стереотип: белорусское – это «трохі» местечковое. Для людей из Быхова, Сморгони, Слонима приехавший артист – звезда. Так же и для столичных жителей. Те ждут уже артистов, по крайней мере, не местного уровня. Знаете, что я делаю в последнее время? Ломаю эти стереотипы! Я не слышал еще ни разу, чтобы люди после моего концерта говорили: «Мы не хотим больше видеть Сашу Немо никогда!»
— Вы и композитор, и исполнитель, и аранжировщик. Какая из ипостасей все же ближе?
— Давайте сразу определимся: я не композитор, а, скорее, автор собственных произведений. Как по мне, так композиторы – это люди, которые заканчивали специальные учреждения. А я самоучка. Мое увлечение просто переросло в профессию. Как так получилось? Подал документы в Гродненский колледж искусств, через полтора месяца стал лауреатом конкурса «Зорная ростань», а еще через две недели меня Финберг пригласил в оркестр работать. Все! Это весь мой путь: от слонимского пацана с гитарой до исполнителя на большой сцене. Сам в шоке! (смеется). А вообще, автор-исполнитель-аранжировщик – это единая цепочка, в которой одно звено дополняет другое. И это хорошо! Смотрите, сколько мы с ребятами на гастролях, в дороге. Да они мне уже приелись! (шутит). А так в студию приеду, сочиняю, творю – смена рода деятельности. Все друг от друга отдохнули. Всем хорошо!
Пока «катаюсь» по городам, мне уже поступают звонки, заказы – я ведь не только для себя сочиняю. Пишу детскую музыку, телевизионные заставки, гимны для компаний.
— Вы себя называете артистом, исполнителем, но никак не звездой. Для Вас это не равнозначные понятия?
— Для меня звезды – это Алла Пугачева, Иосиф Кобзон. Из композиторов – Илья Резник, Давид Тухманов. Это люди, которые смогли принести что-то новое, оставить после себя след, который будет других вдохновлять. Я – артист, а это синоним «пахарю». Как те, кто работает в театре, цирке. У них и в трудовой книжке написано «артист», и по жизни они такие же.
— У Вас репертуар такой разный! И по тематике, и по стилю исполнения. Взять хотя бы клипы «Дуешь губы» с гламурно-розовыми цепями и «Я сюда еще вернусь», который прямо насквозь пропитан любовью к малой родине. Как удается быть таким «неодинаковым»?
— При создании песни мне всегда интересно в первую очередь, как я буду доносить ее залу. Мне иногда говорят: «Ты не модный артист». Подразумевается, что я не пишу музыку, которая играет в плеерах современной молодежи. Я все-таки стараюсь вкладывать в свое творчество некий смысл. Хотя не буду скрывать: некоторые композиции рождаются спонтанно. «Я сюда еще вернусь» — одна из них. Она появилась в день 60-летия моей мамы. Почему это прилетело в голову? Не знаю. Помню только, как схватил гитару и несся с ней к диктофону. А есть песни «невдумчивые». Ну, попробовали их на концерте. Если не «зацепило» публику, то хотя бы не обидно, что платить за них никому не пришлось.
— 35 дней, 35 городов, 35 концертов. Тогда еще
— Да, мы отъездили тогда — будь здоров! Это было сумасшествие. Сегодня, наверное, не согласился бы такое повторить. Были форсмажоры, когда казалось, что все сорвется. Представьте, 35 договоров — нам ведь была нужна гарантия, что концерт состоится. У нас были танцоры, люди, отвечающие за декорации, аппаратуру — лично Саша Немо не заработал в этом туре ничего!
— Знаю, Вы любитель погонять мяч. Вон у Вас даже майка с футбольной символикой…
— Это подарок — мы вчера на международном детском турнире по футболу были. А так, конечно, футболом увлекаюсь еще с детства. Кстати, для клуба «БАТЭ» написал гимн. За матчами Чемпионата мира тоже слежу. Даже в дороге. По мере возможности, конечно.
— А если бы не музыка..?
— Мне трудно ответить (задумывается). Наверное, работал бы руками: у меня отец — строитель и мама на фабрике трудилась. А вообще, как можно предполагать повороты судьбы? Нечего загадывать.
P.S. — Через «МП» Саша Немо попросил извинения. Не было в концертной программе песни на белорусском языке. Накладки не дали исполнить композицию «Я люблю Беларусь». Финалом выступления стала песня «Я сюда еще вернусь». Так и будет – это обещание артиста. А значит, Саша Немо еще споет для нас на «роднай мове».
С тезкой беседовала Саша ГРАМАТЧИКОВА.