Эксперимент с бесплатным общественным транспортом начался в Эстонии пять лет назад, после того как 75% жителей Таллинна проголосовали «за» на специальном референдуме. Тогда в городе были введены специальные «гринкарты», которые подтверждают, что гражданин действительно проживает здесь. Карты выдавались за 2 евро. Для приезжих проезд был платным.
Оказалось, что бесплатный транспорт выгоден городу. «С тех пор как мы ввели бесплатный транспорт, мы получили доходов вдвое больше, чем потратили», – говорит представитель офиса Евросоюза в Таллине Алан Алакюла.
Бесплатный транспорт оказался выгодным не только людям с малыми доходами, но и вполне обеспеченным. В результате заметно выросла посещаемость ресторанов, кафе и магазинов, снизилась интенсивность городского движения, так как люди начали отказываться от поездок на личном транспорте в пользу бесплатного общественного.
Подсчеты показали, что город за счет налогов и снижения нагрузки на городские службы организации движения получил заметный доход.
Опыт Таллинна теперь будет распространен на большую часть территории cтраны. 15 округов уже объявили о готовности участвовать в этой госпрограмме, таким образом зона «бесплатного транспорта» будет охватывать большую часть Эстонии. Округа могут самостоятельно решать, участвовать ли им в программе. Некоторые пока от участия отказались.
Эстония может стать первой страной в мире с полностью бесплатным общественным транспортом. Такую же возможность изучают в некоторых городах Франции и Германии, преимущественно ради снижения загрязнения воздуха, а в британском Уэльсе уже сейчас весь транспорт становится бесплатным по выходным.