«Промокшие и счастливые люди!» — приветствовали зрителей и участников биг-мини фестиваля уличного искусства ведущие. Они были правы и в одном, и в другом: зрители и участники хоть и промокли в самом начале праздника, однако это их не испугало. А счастливые… Каким еще можно быть, когда вокруг столько интересного?!
Официально программа биг-мини фестиваля уличного искусства стартовала в 17.30. Однако приятные сюрпризы начались намного раньше. Главным по праву можно назвать открытие одного из арт-объектов — городского пианино, которое прописалось возле здания облисполкома. В рамках концепции «Я» нынешнего фестиваля сесть за инструмент мог любой желающий.
– Мы решили начать с музыки, потому что именно она объединяет все направления: танец, театр, фаер-шоу, оригинальный жанр… С ней каждый вид уличного искусства становится более наполненным и гармоничным, – отметила одна из организаторов фестиваля Анастасия Ровба.
Планировалось, что первой к клавишам инструмента прикоснется Ольга Ягодницкая, преподаватель музыкального колледжа. Но зрители ее опередили – не откажешь, тем более, фестиваль предусматривает участие каждого. Зато потом в исполнении Ольги прозвучали известные мелодии Энио Мариконе, Джорджа Гершвина, Эрика Сати, а также узнаваемые музыкальные темы из кинофильмов.
Кроме пианино, в центре города разместилось еще несколько арт-объектов, отражающих разные направления уличных искусств и концепции «Я». Как символ театра – манекен, обклеенный кусочками зеркала возле входа во дворик телерадиовещательного канала «Гродно Плюс». Весь мир – театр, вспоминается, глядя на эту инсталляцию. Обувь гродненских танцоров, местами стершаяся и во время выступлений, и во время репетиций – это тема танца. За каждой парой – своя история, которую можно было прочитать здесь же. Вечером зажглась еще одна инсталляция, посвященная огню и фаерщикам.
Официальное открытие фестиваля началось шествием участников. Ходулисты, живые скульптуры, музыканты, танцоры, артисты, фаерщики прошли под громкие аплодисменты к главной сцене, чтобы после короткой презентации всех коллективов, а их фестиваль собрал больше полусотни, занять свои площадки.
В сквере на Советской площади то и дело слышалось зрительское «ах!». Порой толпа то замирала, затаив дыхание, то взрывалась громкими аплодисментами. Так гродненцы и гости города встречали выступление мастеров слэклайна — ребят, которые ходят по стропе, а еще ухитряются прыгать на ней, делать сальто, садиться в позу йога, ложиться… Между тем ширина стропы – всего два дюйма, то есть пять сантиметров. Насколько тяжело это, могли попробовать все желающие на короткой стропе, натянутой всего в полуметре от земли. Почти детский вариант. Профессионалы же показывали чудеса балансировки и равновесия на стропах по 10 и 20 метров, натянутых в метре-полутора от земли.
– Чтобы просто постоять на стропе, достаточно 2–3 тренировок, каждая по 1–2 часа. А ходить – еще пару занятий. За месяц вполне можно научиться ходить по десятиметровой ленте, — рассказал Андрей. – Я занимаюсь чуть больше года. Пока что самое сложное, что могу сделать, — трюки с прыжками на длинной стропе. Это экстремальный спорт.
Зато красиво и зрелищно
Что еще красивое мы увидели на Советской площади, так это очаровательное желтое кафе на колесах с вкусным кофе в ассортименте. Приехало своим ходом. Кафе, в отличие от транспортного средства, в котором оно разместилось, совсем новое — работает всего несколько дней.
– Это автомобиль баркас, производство ГДР. Выпущен в 1978 году, – поясняет владелец фуд-трака Никита. – Машина была грузовой, мы ее купили в Светлогорске в плачевном состоянии и два года восстанавливали. Сделали кафе на колесах. Пока работаем на Девятовке, но авто на ходу, зарегистрировано, так что можем ездить.
Рядом – площадка настольных игр и большая башня джанга.
А вот и знакомая Ева, она же – индеец, играющий на блокфлейте. Самая маленькая участница биг-мини фестиваля, ей всего семь. А занимается девочка с пяти лет. Мама Наталья – автор костюма дочки. В этом году девочке буквально за пару недель до фестиваля в Гродно подарили бубенцы – и вот они дополнили костюм: надели на ножку маленькой исполнительнице. А она сама придумала, как их задействовать.
Ввдоль Советской улицы расположились живые скульптуры, с которыми охотно фотографировались прохожие.
– Жарко? – спрашиваем у Козлевича из «Золотого теленка».
– Терпимо. Это же образ. На лице – грим, – рассказывает герой, в жизни — Александр.
– Долго потом отмываться?
– Нет. Минут семь, – говорит собеседник и, привлекая зрителей, давит на клаксон. А вот и пассажирка не заставила себя ждать – присаживается на колено, позирует перед камерой.
Коллега Козлевича, Волшебник, без грима и костюма — Алексей, основатель и руководитель студии «Золотого режиссера» из Минска. Он и представил нам одного из героев фестиваля – Горбуна, который в этом году на фестивале в Украине стал третьим, а в Таллине получил приз за оригинальность образа.
– Адама Казимировича Козлевича делали специально для автофестиваля. Думаем, он хорош, чтобы представлять наш автопром, – улыбается Волшебник-Алексей. – Барышня – это костюм с прошлого года. Заметили у нее котика? Дети от него в восторге! А мой герой – Волшебник. Лет пять я не выступал в этом образе, а сейчас решил восстановить.
И, как оказалось, за это время ничуть не утратил ловкости рук. Трость его по-прежнему парит в воздухе, не падая на землю, вопреки закону гравитации.
Сложно пройти мимо большой фотозоны «Я». Здесь каждый мог написать, кем или чем он себя видит. «Танец», «биг-мини фестиваль», «твое будущее», «любовь» и парочка иероглифов непонятного языка – каждый был волен выражать себя как хотел. Автограф оставила и чупакабра. Так и написала: «Я чупакабра. А ты?». Главное – написать и сфотографироваться. На всякий случай, чтобы не забыть, кто ты есть. Или, по крайней мере, кем был 28 июля 2018 года.
В центре города периодически встречались и большие буквы «Я», с которыми могли запечатлеть себя все желающие. Варианты, кто они, предлагались: музыка, огонь, танец, театр…
Возле торгового дома «Неман» больше получаса не стихали барабаны – это минская группа RaccoonBatucada.
– Играем на исконно бразильских барабанах самбу и фанк, — рассказал руководитель Михаил. А на вопрос, сколько по времени длилось их выступление, в котором, казалось, была всего одна, но бесконечная композиция, ответить затруднился: – Сложно уследить за временем. Когда много публики и нас поддерживают, получается кумулятивный эффект: мы их заводим, они нас. Тогда не чувствуем усталости и можем играть бесконечно. Сегодня так и было. Сыграли здесь всю программу и даже больше.
Завершилось выступление звуковой волной, в которой по нарастающей звучал восторженный гул зрителей и барабанная дробь. Спортивные болельщики такому унисону могут только позавидовать.
Во дворике телеканала «Гродно Плюс» разместились театральные подмостки. Когда туда заглянули мы, увидели, как стенка на стенку пошли воины из числа зрителей. И дети, и взрослые с одинаковым весельем сражались шпагами. Правда, холодным оружие не назовешь – в этом театре оно было из надувных шаров.
Как только на город спустились сумерки, основным пунктом притяжения стала Швейцарская долина. Здесь зрителей удивляли покорители огня. Фаерщики по-настоящему феерично завершили первый фестивальный день. Новую зажигательную программу представил и гродненский коллектив Ergo bibamus.
… Каким бы долгим не был это репортаж, он все равно позволит захватить лишь малую часть фестиваля. Ведь на каждой из десятка площадок постоянно сменяли друг друга коллективы, создавая неповторимую атмосферу праздника: легкого, креативного. Даже зрители, снявшие обувь после ливня и гуляющие по центру города босиком, как нельзя лучше вписались в общее настроение позитива и неформальности.
Второй день биг-мини фестиваля порадует зрителей мастер-классами в райорне ДК текстильщиков. Можно будет попробовать повторить то, что видели в субботу.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Промокшие и счастливые люди!» — приветствовали зрителей и участников биг-мини фестиваля уличного искусства ведущие. Они были правы и в одном,