Это старость: глава госконтроля выступил с мракобесной антирыночной статьей. 21.by

Это старость: глава госконтроля выступил с мракобесной антирыночной статьей

22.08.2018 13:46 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов в «Советской Белоруссии» охаял рыночную экономику. Кстати, до недавнего времени считалось, что в белорусском руководстве он не самый долдон.

Это старость: глава госконтроля выступил с мракобесной антирыночной статьей
Итак, цитаты.

«Я сегодня с содроганием думаю, что было бы со страной, если бы все раздали в частную собственность или закрыли неэффективно работающие предприятия. К этому тогда, и с удвоенной силой теперь, нас призывает разномастный хор рыночников, называя заводы «токсичными активами» (выражение–то какое выдумали — как будто там склад отравляющих веществ, готовый вот–вот рвануть).

Вспоминаю, как в начале 90–х нередко озвучивался, причем людьми неслучайными, тезис о том, что нам не нужен МАЗ, не нужен МТЗ, БелАЗ. Главным аргументом было сравнение качественных характеристик нашей техники с ведущими мировыми производителями аналогичной техники: «Все равно же лучше «Мерседеса», «Скании», «Вольво», «Джон Дира» или «Катерпиллера» не сделаем! Сколько нам тех машин нужно? Купим на Западе!» Так–то оно так. Возможно, что наш МАЗ уступит западному аналогу по некоторым эксплуатационным или эргономическим характеристикам. Но цена! Да в том и беда, чтобы купить что–то на Западе, надо, в свою очередь, что–то продать. Пусть не на Запад, но хотя бы на том же постсоветском пространстве. Да и внутри страны наша техника намного дешевле западной, часто работая не хуже. А что продать, если не будет МАЗов, тракторов, большегрузных самосвалов и другой техники, которую мы умели выпускать и выпускаем?»

«Остерегайся данайцев, дары приносящих. Сегодня развелось столько дядей и тетей, колесящих по белу свету в поисках простачков, готовых клюнуть на их рекомендации: как себя вести, с кем дружить, какими быть. Тут бы и вспомнить о допущенных ошибках и промахах наших соседей, и не только по Советскому Союзу, угодивших в ловко сплетенные сети обещаний рыночного рая.

Вот здесь–то рынок действительно похозяйствовал. Сложившиеся кооперационные связи были разрушены. В национальные экономики вошли со своими интересами транснациональные компании развитых стран. Они сыграли роль троянского коня, фактически уничтожив по одиночке более слабые местные предприятия.

Но ладно бы они пришли туда со своими технологиями, создали бы там производства, рабочие места с современным оборудованием; стали бы выпускать продукцию, необходимую как внутри этих стран, так и на сопредельных рынках. Нет, конечно же. Их интересы — это зачистка под ноль от пусть и слабых, но все же местных конкурентов. Освобождение пусть и не очень емкого, но какого–никакого рынка — для своей продукции. В результате многие предприятия были просто вырезаны. А зачем они, когда есть за границей заводы, которые поставят вам все, что душе угодно! Главное, чтобы были деньги. Нет своих денег — одолжат, переодолжат».

«… идея плановой ономики не просто опередила время! Она позволила в короткие сроки только за счет внутренних ресурсов восстановить разрушенную и Первой мировой, и гражданской войной экономику СССР. Все предприятия работали в теснейшей кооперационной связке. Каждый знал, что производить и сколько. А главное, не было проблем со сбытом продукции. Четко и отлаженно работал механизм баланса производства и распределения. Под это выстраивалась денежно–кредитная политика. Причем именно тогда деньги безукоризненно выполняли свою связующую функцию между спросом и предложением».

«Я не понимаю, почему кому–то неймется разрушить то, что обеспечивает спокойствие и стабильность, наверное, единственной на постсоветском пространстве страны. Нашей страны, которую благодаря сдерживающим факторам внутренней и внешней государственной политики миновала участь внутриполитических, межнациональных и межконфессиональных разборок. Эксперименты в сфере общественно–экономических отношений слишком дорого обходятся государствам, где они проводятся. Но еще более высокую цену платят за них народы этих государств. Эти опыты так обильно политы кровушкой людской, что у любого здравомыслящего политика — не популиста, которым движут меркантильные политические интересы, а именно здравомыслящего, живущего заботами о судьбах и чаяниях своего народа — рука никогда не поднимется нажать на кнопку, запускающую механизм этого эксперимента.

Выйти в интернет и бросить там клич «Даешь реформы!» — большого ума не надо. А какие реформы сегодня нужны обществу? Получить возможность тягать в Парламенте друг друга за чубы или в прямом эфире телевидения выплеснуть оппоненту в лицо стакан воды?! Так для этого реформы не нужны. Дураков и без них хватает — только выпусти на трибуну.

Большого ума и особых усилий не надо, чтобы превратить жизнь общества в перманентный спектакль с оттенками трагифарса — отпусти вожжи и не остановишь. Гораздо сложнее в узде все удержать. А то, что эта узда нужна в этой непростой для жизни страны период, когда малейшая слабинка может качнуть даже самую крепкую, на первый взгляд, равновесную систему, сомнений нет!»

«К сожалению, печальный опыт немногочисленных примеров предприятий, доведенных, что называется, до ручки, никак не остудит рьяный пыл ратующих за приватизационные реформы. Причем идет этот пыл не от объективной потребности в этих реформах, востребованных жизнью, а от голословного утверждения: вот у них, мол, частная собственность, рыночные отношения — и «все хорошо, прекрасная маркиза!».

А у кого — у них? В мире почти 200 стран, и лишь десятка два из них могут позиционировать себя успешными. Да и у них не все идеально: оценку мы нередко даем через окно туристического автобуса, через внешний антураж, совершенно не зная изнанки жизни. Где гарантия, что после навязываемых или предлагаемых реформ мы попадем хотя бы в первую тридцатку?»

«Сегодня реформирование экономики страны — это не главная задача, которую надо бы ставить не только перед органами управления всех уровней, но и перед гражданским обществом. Реформы нужны, но не в сфере экономических отношений через перераспределение собственности от государства частнику. Прежде всего они должны коснуться отношения людей к труду. С неба ничего не упадет. Может, и шаблонно прозвучит, но главная реформа должна прежде всего в умах, в мозгах произойти. Чтобы мы сами наконец поняли, что наше счастье в наших же руках и никто его из–за моря нам не принесет, там своих проблем хватает. Но всегда найдутся желающие на временных трудностях подставить подножку, чтобы не мозолили глаза своей стабильностью и спокойствием».

Полный текст читайте здесь.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов в «Советской Белоруссии» охаял рыночную экономику. Кстати, до недавнего времени считалось, что в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика