Оценка гражданами общего состояния страны, эффективности всей системы государственного управления начинается, как правило, с оценки местных органов власти. Людей, в первую очередь, интересует вопрос: как продвигаются дела в том населенном пункте, где они живут, в тех структурах власти, куда они обращаются. Жителей улицы Заводская в а/г Забелышин волнует состояние дорожного покрытия их улицы с приходом весны, мать единственной ученицы деревни Горня хотела, чтобы школьный автобус заворачивал в населенный пункт, так как, например, сейчас до трассы девочке несколько сот метров приходится идти по сплошному льду. И ее волнение понятно, как и жителей деревни Ветка, центральная улица которой представляет сплошные ухабы.
В большинстве своем куда идут жители? В здание сельского Совета, над которым «гордо реет стяг». Обращаются к своим избранникам, депутатам сельского и районного Советов депутатов, старостам деревень. Конечно, при условии доверия к ним.
Эти строки писались накануне Дня защитников Отечества, поэтому непроизвольно внимание сфокусировалось на действиях наших мужчин-избранников власти на местах. Напомню, из 25 депутатов районного Совета 60% мужчин, то есть 15 человек. В двух сельских Советах, где знакомился с депутатским корпусом, подавляющее их большинство составляют тоже мужчины. В Забелышинском из 11 депутатов сельского Совета – 8, в Беседовичском – 9. Это наиболее достойные и авторитетные люди, умеющие и любящие работать с населением.
Хочу представить вам трех из них, с которыми состоялись встречи, мнением о которых поделились работники сельисполкомов, их избиратели. Иван Маслов – депутат Забелышинского сельского Совета по Садовому округу, Александр Жемердей – депутат районного Совета депутатов по Батаевскому округу и депутат Беседовичского сельского Совета по Михайловскому округу, Андрей Шамба – депутат Беседовичского сельского Совета и староста деревни Горня. Они разные по характеру, возрасту (разница между ними в среднем десять лет), интересам, роду занятий (сторож, лесник, индивидуальный предприниматель) и т.д. При всей непохожести у них немало общего. Главное, они – неформальные лидеры, которые пользуются у сельчан огромным авторитетом, к их советам прислушиваются. Они не готовы мириться с мнением некоторых людей о своей должности как чисто декоративной.
Депутату, старосте из местных, с одной стороны легче – знаешь людей, их уклад, проблемы. Но с другой стороны, принадлежность к земле, где работаешь, живешь, накладывает на человека и неизмеримо большую ответственность. Иван Маслов уже не первый созыв избирается депутатом Забелышинского сельского Совета.
— Скажу честно, мой участок, а это улица Садовая и переулок Садовый, не проблемный, — делится мужчина. – Мы многие годы проживаем по соседству, люди самостоятельные, а если возникают небольшие нюансы, то они устраняются безболезненно. Все понимают, что должен быть порядок.
— Раз уже заговорили о порядке, то Иван Владимирович для нас находка, — включается в разговор председатель Забелышинского сельского Совета Михаил Байков. – Он немало делает по благоустройству и санитарной очистке территории нашего агрогородка. Занимается обрезкой и удалением аварийных деревьев, на своей лошади вывозит их, оказывает помощь в разборке ветхих строений. Некоторые люди не понимают, что должен быть порядок. Ему говорят, у тебя забор покосился, а он отвечает: «Мне и так хорошо!». И ведь нужно поговорить так, чтобы человек понял. И показать на примере, как, допустим, выглядит у Маслова территория личного подворья.
Депутаты, старосты оказывают, в основном, упреждающую помощь Совету и сельисполкому в своевременном разрешении практически всех проблем, назревающих на местах и требующих необходимого влияния со стороны органов местной власти. Речь идет прежде всего о поддержании порядка, благоустройстве улиц и населенных пунктов, содержании придомовых территорий. Они доводят необходимую информацию до сведения населения и одновременно информируют о поступивших наиболее значимых обращениях, событиях на территории Совета и района. Одинокие и престарелые жители всегда получают от них не только поддержку, но и практическую помощь.
— Знаете, я очень люблю свою деревню (Михайловка, Ветка, авт.), — говорит Александр Жемердей. — Здесь все близкое и родное. И каждое маломальское изменение в их облике приносит радость и чувство удовлетворения. Значит жизнь, несмотря на трудности, не стоит на месте, а двигается вперед. Хотя надо реально смотреть на вещи. Возродить маленькие деревушки, например, в нашей Михайловке 4 жилых дома, в которых проживает 7 жителей, очень сложно. Для этого нужен крепкий хозяин, который поселится в деревне, займется сельским или другим ремеслом, откроет какое-нибудь производство.
Похожего под это описание человека находим в деревне Горня. Это староста населенного пункта Андрей Шамба. Раньше визитной карточкой здесь был Дом культуры и магазин. Современный облик деревни формируют такие люди, как семейная чета – Андрей и Елена Шамба. Они руководствуются народной мудростью: хочешь изменить окружающий мир и сделать его добрее – начни с себя. В жизни бывает: пока одни говорят, другие делают.
— Андрей Геннадьевич, на «карте» вашей биографии города Санкт-Петербург, Минск, где могли бы остаться жить и работать. Не проблема была «кинуть якорь» и в Хотимске, и вдруг Горня. Почему вы сюда вернулись?
— Наверное, все-таки не вдруг. Здесь родина моих предков, моей матери. Понимаете, есть такие места – находишься в них, и тебе спокойно. Как-то подумал и решил, что буду зарабатывать деньги здесь и помогать своим односельчанам. Хочется найти отклик у них, зажечь в их душах желание сделать родную деревню лучше.
В каждом деле важен личный пример. У старосты самый ухоженный дом. Немало сделано им по благоустройству деревни. Он по-хозяйски следит за выкосом травы (сорняков), расчисткой от снега улиц. При этом использует свою технику, покупает топливо. Радует то, что такой человек со своей активной жизненной позицией, со своей доброй и отзывчивой душой помогает бескорыстно. Он работает не «за рубли», как некоторые думают, а от души.
«Шамба скрупулезный, пунктуальный, очень настырный», — такую характеристику о нем пришлось услышать. Последнее качество в официальных представлениях, пожалуй, не прочтешь, но оно импонирует.
Андрей Геннадьевич вспоминает, как на заре своей общественной деятельности, развернул несколько машин с гравием из местного карьера для ремонта улицы. Расплачивался из собственного кошелька, потом был шумок насчет такого действа, но дело было сделано, а победителей, как известно, не судят. Когда карьер закрыли, наиболее «инициативные» жители открыли там свалку. Пришлось вмешаться, поговорить и убедить, что проще заключить договора с коммунхозом на вывоз твердых бытовых отходов. Не остается он равнодушным при виде горящих днем фонарей, не отключившихся по техническим причинам. Сделает звонок в соответствующую организацию. Староста хорошо знает проблемы своей деревни, его хорошо знают жители. Он – глаза и уши сельского Совета.
— Село надо шевелить, иначе оно погибнет совсем, — считает Андрей Шамба. – Вот к Новому году около бывшего магазина ставим новогоднюю елочку с гирляндой. Здесь же теперь у нас стоит беседка, где жители могут встречать автомагазин, да и просто посидеть. Почистили колодец. Нельзя руки опускать, надо делать шаг за шагом хотя бы маленькие дела. В характере у меня с детства заложено, что старикам надо помогать. Своих не бросаем. Такое воспитание на селе.
В Горне проживает 26 человек, большинство пенсионного возраста. Андрей вместе с Еленой завели в соцсетях страничку, на которой рассказывают о своей деревне. О том, что хотели бы иметь хороших соседей, с предложением переехать сюда. И что вы думаете, кто-нибудь откликнулся? Да. Звонили из России, США, Литвы, Германии. Семья из Краснодарского края уже купила дом в Горне, минчанин оформляет покупку на магазин. Инициатива, которая заслуживает не только внимания, но и изучения, и необходимость взять на вооружение этот опыт.
Второй пример. Возвращается из мест заключения местный житель. Через личные связи ему помогают устроиться на работу. Условия там жесткие, в плане дисциплины, пока рано говорить, выдержит ли он их. Поживем – увидим.
Расставаясь, Андрей Шамба предлагает ознакомиться с новинкой, которая может заинтересовать тех, кто для отопления домов и подогрева горячей воды использует котлы на твердом топливе. Сейчас продается электроустановка, которая может действовать параллельно с действующим котлом.
— В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции Президент подписал указ, согласно которому с 1 января 2019 года установлен стимулирующий тариф на использование электроэнергии для нужд отопления и подогрева горячей воды в жилых домах и квартирах, которые не оборудованы системами централизованного тепло– и газоснабжения при наличии отдельного счетчика, — рассказывает Андрей Геннадьевич. – Он составляет 3,35 копейки за киловатт-час. Для сравнения, обычный одноставочный тариф установлен на уровне 14,84 копейки. Иначе говоря, в коттеджах и сельских домах, где нет газа и центрального отопления, теперь будет выгодно топить электроприборами.
Депутаты, старосты деревень и есть связующее звено, объединяющее людей, и нужно, чтобы эта связь не терялась. Это люди, которые могут объединить, поставить сначала маленькую цель, но результативную, потом более сложную. Жители села это ценят.
Оценка гражданами общего состояния страны, эффективности всей системы государственного управления начинается, как правило, с оценки местных органов власти....