Период роста закончен. Что будет с беларуской экономикой дальше?
26.08.2019 19:54
—
Разное
|
Беларуская экономика входит в новый этап своего существования – последние два года можно считать восстановительным ростом после аховых 2015-2016 годов. Чтобы понять, как менялась наша жизнь, и какой она будет в будущем, автор центра экономических исследований beroc Дмитрий Крук опубликовал разбор этого high season-периода. Радоваться рано – кажется, многие показатели роста выглядели хорошо лишь на фоне предыдущих кризисных лет. С 2017-го по первое полугодие 2019-го в стране все же начался экономический рост, но только потому, что до этого страна пережила кризис. А по законам экономистов после черной полосы всегда идет белая. Но праздник закончился: во втором полугодии 2019-го эксперты прогнозируют слабый рост экономики – около 2,5% в год. Если, конечно, беларуские экономисты не найдут эликсир, который его ускорит. Бизнес станет драйвером национальной экономики. Как власть признала частниковВласти признали концепцию «двух экономик» – это когда негласно национальная экономика страны делится на традиционную (где доминирует госсектор) и новую (где доминируют частники). Так что бизнес все же будет новым драйвером роста экономики. А заводы и другие госпредприятия возьмут на себя обязанность обеспечивать рабочие места, бюджетные и внешнеторговые потоки. Что касается «новой экономики», власти решили облегчить ее существование. Чтобы бизнесу легче дышалось, декриминализировали экономические риски, создали электронные реестр административных процедур и расширили доступ частных предпринимателей к госзакупкам. Власть даже дала добро на создание новых кластеров с особыми, даже уникальными для нашей страны условиями существования. Правда, речь пока только про «Великий камень» и ПВТ. Итог: в 2018 году компании Парка увеличили экспортную выручку на 38%. В целом по стране экспорт IT-услуг вырос на 27.2% – ПВТ заработал 1,9 миллиарда долларов. «Великий камень» пока так сильно не радует, поэтому власти придумали сделать его более привлекательным для европейских и беларуских фирм. Как? В 2019 году было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Парком, его управляющей компанией и ЕБРР. Возможно, это поможет, но это не точно. Итог: бизнес начинает переставать чувствовать себя ребенком подземелья. Более того, ему даже отвели роль нового драйвера на ближайшее время. Бюджетники должны тратить меньше. Как урезали финансовый аппетит госсектораГосударство решительно поддерживает «мягкое ужесточение» дотаций госпредприятий. То есть бюджетникам постепенно дают все меньше кредитов – 3 миллиарда рублей в 2015-2016 годах, 1,9 миллиарда рублей в 2017 году и 1,2 миллиарда рублей в 2018 году. Огорчает лишь то, что, несмотря на урезание дотаций, долгов перед банками у госпредприятий все еще очень много – и еще пару лет меньше их не станет. В это может быть сложно поверить, но из общего бюджета страны госпредприятия тоже стали получать меньше. Если в 2015-2016 годах на заводы и другое выделили 4,6 и 3,6 миллиарда рублей, то в 2018 – «всего» 2 миллиарда. А на том же МАЗе премию в 2019-м выдали колбасой. С другой стороны, когда власти почувствовали экономический рост, сильно расслабились. Еще до этого, в 2016 году, государство сделало робкий шаг к твердой позиции насчет «плохих долгов» – это когда в стране у предприятий реального сектора (читайте – промышленных) слабое финансовое положение. Они берут новые долги, чтобы выплачивать старые, и получается замкнутый круг. Впрочем, вся страна живет по этому же принципу. Было оговорено, что на заемщиков банков (в том числе госпредприятия, главным образом, сельскохозяйственные), которые не могут выйти на самоокупаемость и заработать себе денег, будут наложены санкции или их признают банкротами. В 2018-м риторика полностью изменилась: указом №200 банки поставили в позицию, в которой они ничего не могут сделать с убыточными заемщиками. Указом решили, что долги этих заемщиков будут передавать в руки кредиторов, которые автоматически берут на себя ответственность за платежеспособность этих заемщиков, входят в их капитал. А потом вышел Указ №399, по которому подобный подход распространился и на проблемные предприятия в сельском хозяйстве. Итог: на заводах и в целом у бюджетников всё сложно. Денег на них стали тратить меньше, но долгов они накопили так много, будто деньги на дереве растут. И банкротить их никто не хочет – государство решило требовать деньги с кредиторов. Заемщики могут убить банки. Как государство не решило проблему финансовой угрозыПри этом «плохие» долги нефинансовых (промышленных) предприятий угрожают нашей финансовой стабильности. Их кредитором выступает государство – эта схема выглядит очень сомнительно. Особенно сейчас и в нашей стране: долги по их кредитам и займам – около 30 миллиардов рублей. Сложность в том, что никто не может понять, хорошо или плохо эти предприятия выплачивают долги. Потому что их кредитует не банк, у которого есть четкий регламент, а государство. И оптимизма по этому поводу у экспертов нет – в 2015-2016 годах правительство давало деньги проблемным либо потенциально проблемным предприятиям. Ждать, что они будут исправно выплачивать деньги, не приходится. При этом проблема с «плохими» долгами теперь есть и у банков. Когда экономический рост закончился, необслуживаемые банковские активы (которые просрочили выплаты больше, чем на 90 дней) начали расти. Это плохо, потому что большинство наших банков просто не смогут потянуть убытки, которые «подарят» им эти активы. Почти три года вопрос с нормальной работой рынка плохих долгов оставался в подвешенном состоянии. В 2018 году его вроде как решили – эксперты говорят, что «принятые решения можно интерпретировать как дрейф властей к «мягкому» сценарию решения проблемы». Мол, государство считает, что благодаря новым указам (предыдущий пункт) на экономику страны будут меньше негативно влиять должники. В целом с 2015 по 2019 года власти «подвесили» решения по многим важным вопросам. Например, затормозили сделку по вхождению ЕБРР в состав акционеров «Белинвестбанка» и продажу стратегическому инвестору банка «Москва-Минск». Итог: банкам живется непросто. С такими огромными должниками и указами, обязующими кредитора расхлебывать долги, им будет очень сложно вытянуть убытки. У Беларуси появилась подушка безопасности. Почему это не облегчает долгиВ стране укрепилась макроэкономическая стабильность. Мы отказались от искусственного стимулирования роста ВВП – теперь все по-настоящему! Наша фискальная политика стала качественнее, поэтому в стране пару лет была относительно стабильная и низкая инфляция. За последнее время неплохо выросли доходы от внешнеэкономической деятельности, как и поступления в бюджет от налогов. Страна реально зарабатывала деньги, но тратила мало, потому что привыкла жить в состоянии большого госдолга, который нужно отдавать. В итоге за время экономического роста на депозитах правительства начал не только появляться, но и увеличиваться остаток – стало больше примерно на 3,8 миллиарда рублей и 2,1 миллиарда долларов. У Беларуси появилась финансовая подушка безопасности. Но пока мы все еще ходим по тонкому канату, и если на нас обрушится шквалистый ветер в виде очередного кризиса, эта стабильная ситуация полетит в пропасть. Беларусь смогла уменьшить госдолг, в том числе из-за роста ВВП – по мировым меркам мы очень скромные должники. И едва ли должны бояться, что долги нас обанкротят. Но проблема, конечно, есть – 95% нашего госдолга в долларах. Отсюда страх за нестабильность валютных рынков. К тому же в наш бюджет приходит не так много долларов для обслуживания и погашения этих долгов. Поэтому сейчас власти так рьяно пытаются рефинансировать часть госдолга. Традиционно наша власть брала новый «политический» долг, чтобы отдать старый, но это схема дала сбой (читайте – «мы немного испортили отношения с Россией»). Поэтому она стала повышать долю заимствований на рыночных условиях. Из-за этого стоимость обслуживания госдолга выросла: с 4% до 5% годовых. Но этот вариант нашу власть пока устраивает. Итог: за время передышки после кризиса у государства появилось больше «сбережений», но госдолг мы пока выплачивать не бежим. Плохо то, что он почти весь в долларах, а зарабатываем-то мы в рублях.
|
|