Французы заблокировали сделку и не позволили вывезти керамику Шагала. Почему?
26.03.2020 09:40
—
Разное
|
Белорусы на аукционе купили работы Шагала, но их не позволили вывезти из Франции.
В последний момент французы заблокировали сделку. Фото artcurial.com Куратор корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» Александр Зименко участвовал в торгах парижского аукционного дома «Арткуриал», на которых было выставлена керамика Марка Шагала, пишет — В нашей коллекции есть его живопись и графика, поэтому нам были интересны и керамические работы, — рассказал «Салідарнасці» куратор галереи «Арт-Беларусь». Александр Зименко вряд ли забудет тот аукцион, хотя с тех пор прошло больше двух лет: — Первый наш лот. Торгуюсь с представителями в зале и выигрываю. Ко мне идет сотрудник аукционного дома с документами. Встает девушка (по контексту я понимаю, что это представитель музея Шагала). Сотрудник разворачивается и уходит. Следующий лот. Идут торги, я выигрываю — и опять происходит то же самое. Мне объясняют, что для аукционного дома это тоже неожиданность. Представитель музея Шагала объявила, что замораживает обе сделки. Она воспользовалась правом, которое закреплено на законодательном уровне: если существует угроза, что произведение покинет территорию Франции, у французского государства есть эксклюзивное право на месяц заморозить сделку, собрать деньги и выкупить, чтобы эта работа навсегда осталась во Франции. Александр Зименко спросил сотрудников «Арткуриала», должен ли будет музей Шагала выплатить ставку, по которой выиграли лот. — Нет — по номинальной стоимости, — ответили ему. — С одной стороны, мне было обидно, с другой — испытал гордость тем, что французы настолько ценят нашего земляка, что с частного аукциона не дали этим работам вернуться в Беларусь. Они собрали необходимые деньги и выкупили керамику Шагала. Александр Зименко отмечает, что у французов есть возможность собрать средства на краудфандинге, а также получить дотации от государства. — К сожалению, никаких подобных вещей в белорусском законодательстве нет. У нас и аукционы практически отсутствуют. Много лет ценители искусства спорят, к какой культуре отнести творчество Марка Шагала. — Российские искусствоведы говорят: конечно, он российский художник, родился во времена Российской империи. Французы убеждают, что именно во Франции Шагал смог усовершенствовать свой стиль, и он парижский художник, прежде всего, — рассказывает Александр Зименко. Израильские искусствоведы будут категоричны: «Такие образы, символизм, тематика — конечно, он еврейский художник. Какая разница, какой у него был паспорт или где он жил?» Их белорусские коллеги парируют: «Посмотрите, в скольких работах Шагал возвращался в Витебск...» Куратор галереи «Арт-Беларусь» говорит, что интерес к керамике Шагала после неудавшейся сделки не пропал: — Если французы считают его работы национальным достоянием, которое необходимо во что бы то ни стало оставить в своей стране, значит, мы двигались в правильном направлении, — улыбается Александр Зименко. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусы на аукционе купили работы Шагала, но их не позволили вывезти из Франции.
|
|