Владимир Улахович: В отношениях ЕС с Беларусью прагматика будет брать верх над политикой
23.10.2009 10:47
—
Новости Политики
|
Беларусь приняли в программу ЕС "Восточное партнерство". О том, что сулит нам такое сотрудничество с Европой, может ли помешать политическая обстановка в нашей стране развитию партнерских отношений с Евросоюзом и какие проекты можно реализовать в рамках этой программы, в эфире
Полный вариант беседы слушайте тут Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Как вы считаете, нужно ли Беларуси "Восточное партнерство" с учетом тех сложностей, которые возникают из-за него с Москвой? Я думаю, ответ на этот вопрос на официальном уровне уже состоялся. Оценки наших общественных кругов, в целом, были позитивными. Были некоторые сомнения, но, тем не менее, можно сказать, что эти решения были приняты. Уже несколько поздно рассуждать, нужно это нам или нет. За принятием этого решения стоит некая серьезная логика, такие решения спонтанно не принимаются. Нам остается только рассуждать о том, насколько это партнерство нужно Беларуси. "Восточное партнерство" - это выбор Беларуси в пользу Европы. Некоторые считают, что такое партнерство может быть в ущерб отношениям с Россией. Но это слишком простой подход. Для Беларуси не стоит выбор между Востоком или Западом, Европой или Россией. Если исходить из интересов наших людей, вполне очевидно, что нам нужен и Восток, и Запад. Мы не можем строить отношения с Европой в отчуждении с Россией. И наоборот: мы не можем иметь самые тесные, близкие отношения с Россией и не иметь никаких отношений с Европой. Нужно ли "Восточное партнерство" ЕС и для чего? ЕС тоже ответил на этот вопрос. В свое время в Европе было много сомнений, нужна ли Беларусь в "Восточном партнерстве". Были голоса о том, что Беларусь - это несостоявшееся государство, страна с большим дефицитом демократии, сотрудничество с которым будет неуместным. Но среди участников "Восточного партнерства" есть некоторые "проблемные" страны, такие как Молдова с внутренним конфликтом, Армения и Азербайджан, которые находятся в состоянии войны. Если мы изымаем из этого пояса соседей Беларусь, то само "Восточное партнерство" для Европы теряет свои масштабы и значение. Я думаю, что среди всех этих соседей Беларусь находится во вполне устойчивом положении и является очень привлекательным и выгодным партнером для Европы. Если мы забудем об идеологических лекалах, то мы увидим, что Беларусь - стабильная, спокойная страна и партнер, который не создает головной боли Европе. Если говорить не о Беларуси отдельно, а обо всех странах, которые входят в "Восточное партнерство", - для чего нужно это партнерство Евросоюзу? Евросоюз в рамках "Восточного партнерства" решает несколько задач. Первая - это создание мягкого пояса сопряжения добрососедских государств. Любое государство стремится к тому, чтобы соседи были предсказуемыми и не создавали никаких проблем. Другая задача, которую, на мой взгляд, решает Европейский союз, - это попытка преуменьшить остроту вопроса вступления новых членов. Это компромисс, который касается Молдовы, Украины, Грузии, стран, которые своей главной государственной задачей ставят свое присоединение к Европейскому союзу. Третья задача - это попытка укрепить свое влияние на востоке Европы. Логика понятна: Евросоюз - это большой игрок, и как любой большой игрок стремится укрепить свое влияние в различных, тем более, прилегающих регионах. Здесь, конечно, есть противоречивое поле в отношениях с Россией. Насколько реально создание ассоциации с ЕС со свободой перемещения товаров, капиталов и людей? ЕС построен на принципах свободного перемещения услуг и товаров, людских и финансовых ресурсов - это были базовые основания для построения общего рынка и всего современного Европейского союза. Для нас пока это далекая задача, хотя элементы сближения присутствуют. Программа "Восточного партнерства" состоит из четырех основных платформ. Первая включает совершенствование государственного управления, инфраструктурную перестройку. Вторая платформа касается торгово-экономических связей, третья - энергетики, четвертая - гуманитарных, человеческих контактов. Ясно, что в каждом из этих направлений заложены какие-то элементы сближения. Для Беларуси очень важный и существенный момент - это торгово-экономические связи. При общении с европейцами часто сталкиваешься с целым рядом стереотипов в отношении Беларуси. Один из таких стереотипов состоит в том, что у Беларуси, в силу политических барьеров, нет вообще никаких отношений с Европой. Но это же не так. Если мы посмотрим на наши торговые отношения, то, несмотря на все эти преграды, несмотря на последние решения по исключению Беларуси из системы преференций, у нас растет позитивное торговое сальдо: в прошлом году оно составило больше пяти миллиардов. Это серьезный показатель. Торговля и торгово-экономические связи для Беларуси - очень важный элемент, я бы даже сказал, ключевой в наших отношениях с Европой. Беларусь довольно давно исповедует внешнюю политику на основе прагматизма, а не на основе идеологических лекал или общих ценностей, поскольку это понятия довольно расплывчатые, философские. Прагматика имеет конкретные измерения. Для Беларуси важен европейский рынок, европейские технологии, и это самое интересное и перспективное направление. Одной из задач в этом направлении является стремление создать зону свободной торговли. Это и есть формат, где можно развивать безбарьерные передвижения товаров и услуг. Это с точки зрения Беларуси. А насколько сильно политика может повлиять на экономические отношения Беларуси с ЕС? Сможет ли Европа закрыть глаза на политику, если это будет экономически выгодно? Европа все последние годы, начиная с 1997 года до самых последних лет, исповедовала именно такой подход: сначала ценности и политика, потом сотрудничество. Но, несмотря на это, она сотрудничала в торгово-экономической сфере, потому что это реальный интерес для Европы и Беларуси. Например, мы имеем квоты по отечественному текстилю, и они очень ограниченны. После того, как в 2004 году присоединился целый ряд новых стран, они обратились в Европейскую комиссию с просьбой расширить квоты для белорусского текстиля. Он очень востребован по качеству, по ассортименту, и эти квоты Беларусь выбирает в течение двух месяцев. Это значит, что для Европы есть интерес в торгово-экономическом сотрудничестве, и прагматика будет брать верх в любом случае, как это и произошло в последнее время. Беларусь говорила, что не стремится в Европейский союз, понимая и принимая европейские ценности. Но ценности не являются нормами права, они присутствуют в политическом диалоге, и их можно по-разному интерпретировать. В результате мы видим, что европейцы постепенно стали на платформу прагматичного сотрудничества. "Восточное партнерство" - это тот формат, при котором сотрудничество построено в большей степени на прагматических принципах. Естественно, есть политические элементы, но прагматика оказывается на первом месте. Как выглядит график активности экономического сотрудничества Беларуси и ЕС за последние лет десять? До 2002 года мы имели отрицательное торговое сальдо. С 2002 года оно растет примерно на 30% ежегодно. В период с 2007 по 2008 год этот рост составлял 35%. В этом году есть кризисные явления, и статистика показывает несколько иные результаты, но они объяснимы и понятны. Это происходит не в силу каких-то политических барьеров, а в силу кризисных явлений, которые присутствуют в мире. Но график именно такой: идет прирост. Если мы посмотрим на торгово-экономические отношения Украины и Европы, мы заметим, что график Украины и Беларуси примерно такой же. Это притом что Украина имеет политические преференции в отношениях. Более того, в Беларуси предприятий, которые имеют стандарты качества на свою продукцию, приемлемые для европейского рынка, на порядок больше, чем в Украине. Это тоже удивительная статистика, но она есть. Какие страны являются основными лоббистами интересов Беларуси в дальнейшей интеграции страны в структуру единой Европы? Есть две категории стран, которые лоббируют наши интересы. Есть страны, которые имеют давние интересы к партнерству с Беларусью и не скрывают их, например Германия. ФРГ всегда говорила о том, что сотрудничество с Беларусью - один из приоритетов в Восточной Европе. Если посмотреть на наше экономическое пространство, то первая западная авиакомпания, которая пришла в нашу страну, - это Lufthansa. Первые банки, которые пришли в Беларусь, были немецкими. Первые крупные западные компании, которые пришли сюда в виде неких представительств, совместных предприятий, - тоже немецкие. Поэтому Германию можно смело отнести к государствам, которые относятся с особым интересом к Беларуси. Среди других стран я бы назвал Италию, не только в силу гуманитарных кампаний, но и в силу того, что итальянский бизнес и итальянская экономика основываются на мелком и среднем бизнесе. А он очень активен, и в Беларуси довольно много совместных предприятий, которые работают вполне успешно. Если посмотреть на последние политические события, ведь не случайно состоялся контакт с итальянским правительством, не случайно совсем недавно сюда приезжал министр Фраттини. Есть и другая категория стран-лоббистов - это наши соседи, тоже заинтересованные в этом сотрудничестве. В первую очередь, это Литва и Польша. Хотя с Польшей отношения складываются не очень просто, но она постоянно занимает особую позицию в диалоге "Европа-Беларусь", и состоит она в понимании необходимости сотрудничества. Мотивация у этих стран разная или одна и та же? Общая мотивация простая - построить более тесные взаимоотношения с Беларусью. У каждой страны, конечно, есть своя специфика. Например, Литва заинтересована в том, чтобы работать в экономической плоскости, потому что мы жили в одном экономическом пространстве, и эта инерция сохранилась. Многие литовские бизнесмены считают за счастье работать с Беларусью, и Беларусь довольно активно присутствует на литовском рынке. Так что специфика интересов есть, но общий интерес один: не изолировать Беларусь, а сотрудничать с ней. Ставится ли цель постепенно интегрировать Беларусь в Европейский союз или европейское сообщество в каком-то виде? Официально такую цель никто не ставит. Если посмотреть на подходы, то, во-первых, надо исходить из того, что Беларусь - одно из тех немногих государств в Европе, которое вообще не ставит своей целью вступление в Европейский союз. Это довольно достойная позиция: мы не бегаем за европейцами, не дергаем их за полы пиджака и не говорим: "Возьмите нас!", как поступают некоторые страны. Поэтому надо исходить из того, что для Беларуси - это не актуальная задача. Я думаю, для Беларуси гораздо важнее снять барьеры в торгово-экономическом направлении, сделать торгово-экономическое пространство максимально общим, получить от этого преференции, и снять барьеры в передвижении людей, визовую стену. Как только белорусский паспорт станет уважаемым в Европе, как только для нашего бизнеса, для наших субъектов экономики исчезнут искусственные барьеры, нам никаких других вопросов решать не надо. Нет смысла отдавать долю своего политического суверенитета в Брюссель. Что касается Брюсселя, мы для них очень выгодно выглядим в такой позиции: не секрет, что в Европе родилась большая дискуссия о том, стоит ли расширять ЕС. Если расширять, то с кем? Очевидно то, что на официальном уровне сегодня нет решения по новому расширению ЕС. Более того, в ближайшие 15-20 лет такой вопрос стоять не будет: нужно абсорбировать то, что уже присоединилось. Это очень сложно: страдает европейский бюджет, решения принимаются с большим трудом. Когда этот этап будет пройден, возможно, тогда европейцы задумаются о новом расширении. Суммы, которые выделяются в рамках "Восточного партнерства", невелики. Так ли уж они необходимы Беларуси? Во-первых, это предварительные суммы, выделяемые на программы "Восточного партнерства". Но в европейском бюджете есть и другие фонды, которые уже работают. Например, работает программа TACIS по Чернобыльским проектам, несмотря на все политические ограничения. По-прежнему работает программа трансграничного сотрудничества, в котором Беларусь участвует и осваивает деньги. Есть и другие фонды. Кроме того, в Беларуси на политическом уровне относятся к этой программе не исключительно как к источнику получения каких-то бюджетных европейских денег, поскольку есть прямые преференции, финансовые, и есть непрямые - развитие торгово-экономического сотрудничества. Здесь Беларуси можно привлечь гораздо больше денег, здесь можно поднять гораздо более серьезные проекты и вопросы. И нужно исходить именно из этого. Надо использовать те деньги, которые есть, особенно в тех сферах, которые мы, в силу объективных причин, не можем инвестировать из государственного бюджета. Это, например, вопросы стандартизации: если европейцы помогают в этом направлении, почему бы и не сотрудничать? Это же касается и вопросов энергетики: европейцы сделали большой шаг по альтернативным источникам энергии. У них наработаны очень серьезные проекты и по обычной энергетике - это тоже задел, который можно использовать. Сегодня первые деньги Беларусь начинает получать по этим направлениям, и это деньги не из бюджета "Восточного партнерства". Здесь есть широкое поле для сотрудничества. Я бы сказал, что это всего лишь рамки, внутри которых можно выстраивать долгосрочные, более основательные и устойчивые отношения, которые, несомненно, дадут Беларуси дивиденды. Если говорить о проектах, которые ЕС реализует в Беларуси, как можно оценить их значимость? Сегодня они скромно выглядят, я бы так сказал. И все это понимают. Европейцы говорят, что "Восточное партнерство" откроет для вас гораздо большие возможности, и мы находимся на стартовой позиции этого направления. Основные элементы, которые будут финансироваться, в том числе и по линии "Восточного партнерства", - это энергетика, вопросы сельского хозяйства. Мы хорошо знаем, что в Беларуси есть крупные сельскохозяйственные производства, и на российском рынке мы достигли очень хороших результатов. На европейском рынке белорусская сельхозпродукция практически не представлена в силу европейских фитосанитарных мер. Но у нас есть государственная задача продвигать белорусскую сельхозпродукцию на европейский рынок. Европейцы со своей стороны провели тестирование нашей продукции и увидели, что она очень хорошего качества. Сейчас есть несколько проектов: например, немецкие партнеры занимаются сертификацией белорусской сельхозпродукции для европейских рынков. Если мы привлекаем европейские деньги на эту процедуру, это очень хорошо и полезно. Есть еще инфраструктурные проекты по развитию нашего транзитного потенциала. Мы - транзитное государство, и должны получать из этого преференции. В инфраструктурных проектах есть трансграничное сотрудничество. Немногие знают, но у Беларуси действуют пять еврорегионов: это региональные инициативы по границе ЕС. Например, еврорегион "Буг", в который входит Волынская, Брестская область, приграничные районы Польши, еврорегион "Неман" с Гродненской, Калининградской областью, литовской и польской территорией, еврорегионы "Беловежская пуща", "Озерный край" - это тоже наш багаж и задел. На этих территориях действуют определенные преференции по развитию трансграничного сотрудничества, упрощенные процедуры. На развитие этого трансграничного сотрудничества выделены довольно заметные средства, которые Беларусь давно использует. Действительно ли в "Восточном партнерстве" есть некий политический подтекст и стремление вывести Беларусь из сферы влияния России или это просто домыслы? Каждый вкладывает свой смысл в эту программу. Мы хорошо знаем, что и на Западе, и на Востоке полно комментариев, которые касаются именно такого подхода. Много по этому поводу суждений. Но если смотреть на все официальные заявления Беларуси, мы никогда так вопрос не ставили. Не потому, что мы играем в какую-то игру, а потому что это не совпадает с нашими глубинными интересами. Мы не можем работать с Европой на отчуждение России. Это исключается в силу того, что это не приемлет наш народ. У европейцев есть разные представления. Но они тоже говорят, что нет такой задачи, и более того, активное сотрудничество Беларуси с Россией только приветствуется. Европейцы говорят, что "Восточное партнерство" - это мелковатый проект для России, так как Россия - это стратегический партнер для Европы. У нас есть платформа стратегического сотрудничества с Россией. Но некоторые страны Восточной Европы именно так воспринимают эту программу: мы должны приблизить Беларусь к Европе и отдалить от России. Я думаю, что этот подход несерьезный и несостоятельный. Какую выгоду мы сможем извлечь из "Восточного партнерства" уже в ближайшее время? Выгода простая - это изменение климата в отношениях с Европой, которое происходит уже сейчас. Европейцы стали относиться к Беларуси иначе и воспринимают нашу страну как суверенное, вполне состоявшееся государство. Как только стало меняться отношение к нам, стали появляться возможности для развития сотрудничества в научной, экономической, торговой, политической сфере. Это большая выгода. Реальные результаты, такие как изменение визового режима, зона свободной торговли, скорее всего, будут видны в будущем. Если мы снимем существующие барьеры, ситуация сможет измениться коренным образом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь приняли в программу ЕС "Восточное партнерство". О том, что сулит нам такое сотрудничество с Европой, может ли помешать политическая обстановка в нашей стране развитию партнерских отношений с Евросоюзом и какие проекты можно реализовать в рамках этой программы, в эфире Радио TUT.BY рассуждал директор центра международных исследований БГУ Владимир Улахович.
|
|