Цена на природный газ с 1 января 2011 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличена на 11,9 процента. В долларовом эквиваленте — с 246,4 до 275,8 за тысячу кубометров. Что означает эта распространенная Министерством экономики новость? Как изменятся тарифы на оплату коммунальных услуг для населения? И как отразится подорожание газа на нашей промышленности?
В Минэкономики разъясняют, что увеличение цены на газ связано с его удорожанием при покупке в России. Напомню, среднегодовая «входная» цена сырья в 2010–м составляла 187 долларов. С 1 января этого года «Газпром» продает нам топливо по 230 долларов за тысячу кубометров. Первой на подорожание газа отреагировала электроэнергетика. Тарифы ГПО «Белэнерго» увеличены на 10 — 15 процентов (в зависимости от категории потребителей). Тепловая энергия выросла в цене на 15 процентов. В Минэкономики подчеркивают: эти повышения пока не затрагивают население.
Пока? В Минжилкомхозе мне рассказали, что «соответствующие предложения» направлены в Минэкономики и Правительство. Но будет ли ходатайство о повышении тарифов удовлетворено, пока неизвестно. А что скажут в Минэкономики? «Решение об изменении тарифов на жилищно–коммунальные услуги принимается Советом Министров по согласованию с Президентом, — напоминает директор департамента ценовой политики Игорь Фомин. — Пока такого решения нет, какие–либо комментарии неуместны».
Напомню, в конце прошлого года Президент заверил: изменение тарифов на ЖКУ в 2011 году не выйдет из установленного коридора 5 долларов. То есть, если повышение и произойдет, оно не должно быть шоковым.
А как новые тарифы скажутся на нашей промышленности? Экономист Леонид Заико, отвечая на мой вопрос, рекомендует не демонизировать газовый фактор. «Переживем мы и это повышение, так же как пережили предыдущие. Многие экономисты в прошлые годы допускали ошибку: анализируя увеличение цен на импортируемый газ, они не учитывали возможности роста экспортных цен. А жизнь показывает, что подорожавшие кубометры и киловатт–часы закладываются в белорусские удобрения, тракторы, холодильники, — объясняет собеседник. — Наши товары продаются на внешних рынках, в том числе на российском. Расходы на подорожавший импортный газ возвращаются в страну растущей экспортной выручкой».
В то же время Беларуси необходимо по примеру западных стран снижать зависимость от «Газпрома». «Использование сжиженного, сланцевого газа разбивает монополию традиционного поставщика. Демонстрирует, что газпромовские цены необоснованны. Ну как, скажите, объяснить тот факт, что в конце 90–х тысяча кубометров российского газа обходилась нам в 15 долларов, а сегодня мы покупаем его по 230?! — недоумевает Заико. — Знаю, за эти годы оклады и бонусы газпромовских менеджеров выросли многократно. Но не пора ли умерить их аппетиты научной «кувалдой»? Пусть докажут, что применяемая формула цены на газ не дутая, а обоснованная. Уверен, не смогут».