Социальная миссия. 21.by

Социальная миссия

09.02.2013 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Потребительская кооперация – это та созидательная сила, с помощью которой мы сможем решить многие задачи экономического и социального развития

Потребительская кооперация — без преувеличения основа жизнедеятельности белорусского села. Около трехсот юридических лиц и почти 100 тысяч занятых в них граждан, более 9 тысяч магазинов обеспечивают ежедневно более миллиона потребителей. Шесть тысяч грузовых автомобилей Белкоопсоюза в год “наматывают” почти 170 миллионов километров — больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Увы, но и хронические проблемы в этой отрасли столь же масштабны. В 1999 и 2004 годах Президент Беларуси уже обращал внимание как правительства, так и руководства Белкоопсоюза на необходимость их решения. “Все-таки вы обязаны найти в себе силы на совершенствование работы”, — подчеркнул Александр Лукашенко и вчера, выступая на отчетном общем собрании представителей членов Белкоопсоюза.

Кадровый вопрос

Глава государства напомнил, что на отчетно-выборном общем собрании представителей членов Белкоопсоюза он раньше критиковал Белкоопсоюз и его руководство за неудовлетворительное финансовое положение, недостаточный рост объемов розничного товарооборота, закупок сельхозпродукции и сырья, производства потребительских товаров, внешнеторгового оборота, ненадлежащую организацию торгово-заготовительной деятельности. Тогда же были поставлены конкретные задачи по повышению качества и эффективности работы потребительской кооперации. “Пришла пора посмотреть, что сделано за истекшие восемь лет”, — сказал Президент.

Как сообщает пресс-служба главы государства, Александр Лукашенко выразил недовольство тем, что потребкооперация по-прежнему продолжает сдавать позиции на внутреннем потребительском рынке. “Вы вместо развития торговли и общественного питания пошли по пути закрытия магазинов на селе”, — констатировал глава государства.

Президент убежден, что искусственно, с позиций каких-либо субъективных факторов, подходить к этому вопросу нельзя. “Главная причина — не в их убыточности и отсутствии кадров, а в отсутствии современных технологических решений, деловой хватки и предприимчивости. И просто в нежелании, — подчеркнул он. — Привыкли к тепличным условиям. Как и прежде надеетесь на эксклюзивную помощь государства. На то, что государство поможет сохранить ваше монопольное положение на сельском рынке”.

Сетью против сети

Организации потребительской кооперации постепенно утрачивают позиции и на рынке промышленной продукции. Глава государства подчеркнул, что доля организаций потребительской кооперации в общереспубликанских объемах промышленной продукции и производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, не просто незначительна, но и постоянно снижается. За пять лет более чем наполовину уменьшился выпуск колбасных и макаронных изделий, плодоовощных консервов, рыбы и пищевых морепродуктов.

Важной задачей для потребкооперации в Беларуси остается и создание системы оптовых закупок. “Это позволит повысить эффективность работы в целом за счет ускорения оборачиваемости товаров, формирования конкурентных цен, предоставления поставщиками более выгодных условий поставки, — пояснил Александр Лукашенко. — Посмотрите, как позиционируют себя торговые сети, выступая единым оптовым покупателем, диктуя поставщикам условия оплаты, ценовые параметры. Вы же по-прежнему выступаете как разрозненные покупатели, и ваши структуры конкурируют между собой. А ведь потребкооперация, по существу, такая же организованная торговая сеть, причем крупнейшая в Беларуси. И это преимущество необходимо активно использовать”.

Пасование перед частником

В прошлом году за реализованную продукцию было выплачено 1,2 трлн рублей, ставших существенным дополнительным доходом для людей. “Однако очевидно, что потребительская кооперация недостаточно использует резервы увеличения закупок от населения, — отметил глава государства. — Вы закупаете у населения лишь 10 процентов товарных ресурсов картофеля, 2 процента овощей, а также 30 процентов плодов и ягод. Что касается дикорастущей продукции, то за 2012 год потребительская кооперация закупила всего 7,2 тысячи тонн — 40 процентов от общего объема закупок в целом по стране”.

Отметив наличие у Белкоопсоюза конкурентных преимуществ — максимальную доступность и мобильность в сельской местности, преференции и кредиты, Президент риторически отметил: “Имея такие преимущества, вы сознательно уступаете этот вид деятельности частникам. Вопрос — почему?” И назвал объективной критику потребкооперации со стороны СМИ и контролирующих органов за неразворотливость в организации закупок у населения.

Купить — и сохранить

Потребкооперации нужно идти к населению, договариваться о выращивании, об объемах закупок, цене, заключать договоры, продавать элитные семена, саженцы, осуществлять авансирование и прочее и нести за это ответственность, сказал глава государства: “Помните, что основной резерв в этой работе — охватить не только крупные населенные пункты, но и малые отдаленные деревеньки”.

Вместе с тем мало закупить, необходимо сохранить продукцию в межсезонный период. “В конце 2011 года в Минске на одном из ваших предприятий введен новый склад-холодильник с емкостью единовременного хранения более двух тысяч тонн с разными температурными режимами, — отметил Александр Лукашенко. — Это хорошо, но такие объекты должны быть в каждой области. Давайте договоримся, что к 2015 году они будут, я имею в виду потребкооперацию. Необходимо привести в порядок и существующие хранилища. В таком состоянии, как они есть, хранить качественную продукцию сегодня непозволительно!”

Модернизация вместо монополии

“Прошу не забывать мои требования по модернизации производства, — сказал также глава государства. — Они касаются и кооперативной промышленности. Похоже, в этом вопросе потребкооперация предоставлена самой себе. Нет должной поддержки ни от правительства, ни от местных органов власти”. Александр Лукашенко поручил правительству уделить особое внимание вопросам модернизации организаций потребкооперации: “Это перезревшая проблема, но если еще раз опоздаем — без модернизации конкуренции на рынках не выдержим”.

Александр Лукашенко подчеркнул, что в общественном питании необходимо сделать упор на модернизацию кондитерских производств, внедрение современных технологий приготовления пищи. Развивать объекты, имеющие наибольшую популярность у молодежи, специализирующиеся на блюдах белорусской кухни. Учитывая значимость белорусских дорог в международном сообщении, потребкооперация вместе с другими организациями должна более активно развивать услуги на трассах, создавая комплексные объекты придорожного сервиса с полным набором услуг.

Расчет на местный колорит

“Целесообразно развивать переработку сельскохозяйственной и дикорастущей продукции традиционными методами с сохранением национальной специфики, — обратил внимание членов Белкоопсоюза глава государства. — Как мы здесь говорили, квашение, соление, мочение, производство кумпяков, “пальцем пиханных” и кровяных колбас, зельцев домашнего изготовления по исконным белорусским рецептам. Вам необходимо занять эту нишу на рынке, потеснив в торговых объектах городов аналогичную продукцию импортного производства”.

Овчинка стоит выделки, уверен Президент, поскольку на такую продукцию есть высокий спрос, а подобные производства весьма эффективны. Конечно, много домашней колбасы не произведешь, но она значительно дороже, к примеру, “Докторской”. “Сделайте тысячу тонн домашней колбасы и получите хороший эффект”, — сказал он.

Преступная “Надежда”

Президент отметил, что люди в глубинке откровенно говорят о недостатках в работе сельских магазинов и заготовительных предприятий потребкооперации, непорядках на рынках: “Люди крайне неудовлетворительно оценивают деятельность потребкооперации. Более того, как мне докладывает Комитет государственного контроля, нарушения выявляются при каждой проверке торговых объектов потребкооперации, — добавил Александр Лукашенко. — Причем самые массовые из них — это продажа некачественных товаров с истекшими сроками годности”. Такие нарушения дважды были выявлены в 71 магазине, трижды — в восьми, а в универсаме “Надежда” Славгородского райпо — даже пять раз. “Опасно, когда это становится системой, тогда это уже не недостаток, а преступление”, — считает Президент.

“Сельчан нельзя обижать! — подчеркнул Александр Лукашенко. — Им необходимо предоставить достаточный выбор востребованных товаров по приемлемым ценам. В деревнях жители так же, как и в городе, должны иметь возможность заказать необходимые непродовольственные товары, в том числе сложнобытовые, а вы обязаны исполнять эти заказы в сжатые сроки и с доставкой на дом. Примите как мое требование, чтобы каждый такой населенный пункт обслуживался автомагазином не реже трех раз в неделю”.

Без искусственной приватизации

“Хотел бы поставить все точки по вопросу приватизации потребительской кооперации, — сказал также глава государства. — Никакой искусственной приватизации потребительской кооперации, по крайней мере, пока я Президент, мы в стране не допустим. Некоторые намерены положить лапу на отдельные лакомые куски, скажем так, потребительской кооперации. Забудьте! Никакой чиновничьей приватизации, о которой пишет “пятая колонна” в своих желтых СМИ, как потребкооперации, так и госсобственности не будет. Все должно идти от жизни, спокойно”.

“Но что я могу вам обещать, и вы к этому должны были уже созреть, мы поставим потребительскую кооперацию в условия жесткой конкуренции с частными и государственными торговыми системами, — сообщил Александр Лукашенко. — Уже пришло время. Мы не будем вас радовать разного рода эксклюзивами, исключениями и подачками дешевых денежных средств или еще какими-либо организационными вопросами. Всех поставим в равные условия. Поэтому вы должны приспособиться к этой жесткой конкуренции. Но будем вам помогать потому, что вы работаете на неприбыльных направлениях, неэффективных”.

Нагрузка вместо ликвидации

Президент Беларуси Александр Лукашенко считает неправильным предложение упразднить Министерство торговли — вместо этого Минторг следует наделить дополнительными функциями. “Мы сегодня подняли целый пласт проблем, которые не решаются на уровне координации усилий, контроля, организации торговых процессов, — пояснил Александр Лукашенко. — Кто этим занимается? Михаил Иванович Русый? Так у него в правительстве тематика от сельского хозяйства до потребкооперации, он все не охватит. Так почему бы Министерство торговли — государственный орган — не наделить этими функциями: от контроля за ценообразованием до организации, координации, работы основных торговых систем?”

Что же касается потребкооперации, глава государства акцентировал внимание на том, что она обеспечивает значительную часть местных бюджетов, участвует в обустройстве села, создавая производственную и социальную инфраструктуру. “В связи с этим, с одной стороны, местная власть должна быть в курсе вопросов, решаемых потребкооперацией, и оказывать ей всяческое содействие. А с другой, более жестко контролировать положение дел в структурах этой сферы, особенно вопросы модернизации, обеспечение сельчан всем необходимым”, — подчеркнул Президент. Тем более что уникальность и самобытность потребкооперации заключается в том, что она является поистине народной организацией: “Она создана людьми и для людей. На всех этапах исторического развития главной задачей ставила заботу о человеке. Стремилась сделать его жизнь лучше, оказывая помощь в решении жизненно важных вопросов. Отсюда и поставленные задачи. Это не просто высокие слова, а сущность социальной миссии потребительской кооперации”.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Потребительская кооперация – это та созидательная сила, с помощью которой мы сможем решить многие задачи экономического и социального развития
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика