Стартующий сегодня чемпионат мира по хоккею в Минске свидетельствует, что стремление радикально настроенной части белорусской оппозиции посредством угрозы срыва ЧМ вынудить официальный Минск пойти хотя бы на некоторые демократические преобразования, к успеху не привело.
Причиной этого стали как внешние, так и внутренние обстоятельства.
Ни отмены, ни бойкота, а репрессии усиливаются
Напомним, что идея добиться отмены проведения в нашей стране чемпионата на основании отсутствия здесь демократии была выдвинута практически сразу же после того, как пять лет назад Международной федерацией хоккея было принято решение в пользу Беларуси.
Честно говоря, учитывая тот факт, что аналогичные возражения не помешали, например, проведению Олимпийских игр в Китае, где положение дел с правами человека существенно хуже, со стороны спортивных функционеров, известных своим консерватизмом, трудно было ожидать столь решительного поступка, как лишение Беларуси права провести хоккейное первенство.
Так и вышло. Не помогли ни соответствующие резолюции Европарламента и Конгресса США, ни призывы отдельных политиков.
Несколько более реальной выглядела перспектива организации бойкота чемпионата демократическими странами-участницами. В результате в предельном случае турнир превратился бы в первенство Таможенного союза. Такому варианту, казалось, способствовало то, что подавляющее большинство лучших игроков мира всего три месяца назад участвовало в гораздо более престижном соревновании — Олимпийских играх. Однако западные государства на бойкот ЧМ по хоккею не пошли.
Последние надежды были связаны с освобождением накануне чемпионата политических заключенных. К сожалению, они тоже не оправдались. Более того, в принципе сбылись, пусть и не в предсказанных масштабах, негативные прогнозы, согласно которым накануне чемпионата будет проведена своего рода зачистка демократического поля от активистов, которые теоретически могли бы «испортить праздник».
А для предотвращения возможных эксцессов был введен запрет на въезд в Беларусь известным зарубежным правозащитникам. В итоге, например, в страну не пустили руководителя шведской организации Östgruppen Мартина Угла.
Украинский фактор
Судя по всему, значительную роль в таком развитии рассматриваемого нами хоккейно-политического сюжета сыграли события, происходящие в последнее время в Украине.
Во-первых, они еще более утвердили белорусский режим в убеждении, что если не душить всякое неповиновение, пусть даже гипотетическое, в корне, то ситуация может пойти вразнос. Поэтому, с точки зрения белорусских властей, никакие послабления недопустимы, напротив, нужно еще сильнее завинчивать гайки.
Кроме того, после продемонстрированной Россией крайне болезненной реакции на намерение Киева двинуться в западном направлении у белорусских властей усугубилась неуверенность в прочности собственного положения, им было совершенно не с руки идти на любые уступки Западу.
Наконец, власти рассчитали, что на фоне кровавой украинской драмы, вполне могущей привести к новой холодной войне, из-за кратковременных административных арестов ряда оппозиционеров или ограничений на въезд для нежелательных гостей первенства ни Евросоюз, ни Соединенные Штаты большого шума поднимать не будут.
Население хочет зрелищ
Таким образом, объективно серьезных внешних предпосылок для реального осуществления срыва чемпионата не просматривалось. Но основная проблема заключается в том, что если бы даже он произошел, это едва ли привело бы к положительным внутриполитическим сдвигам.
Согласно результатам мартовского опроса НИСЭПИ, идею бойкота ЧМ поддерживали лишь 8,6% жителей Беларуси, тогда как отрицательно к ней относилась почти половина респондентов. Так что отмена чемпионата действительно вызвала бы достаточно сильные негативные эмоции, вот только направлены они были бы, скорее всего, как раз на инициаторов бойкота.
Ведь большинство населения получает информацию не с резко оппозиционных сайтов или из «Народной воли», а из государственных медиа, причем почти исключительно электронных.
О направленности и потенциале влияния этих СМИ, как представляется, достаточно наглядно свидетельствует подъем за счет той же Украины рейтингаАлександра Лукашенко при сохранении весьма негативных тенденций в экономике.
Можно не сомневаться, что белорусскому болельщику было бы во всех подробностях растолковано, кто конкретно лишил их долгожданной радости лицезреть хоккей высокого уровня. Надо полагать, после этого популярность оппозиции, и без того находящейся в не слишком хорошем состоянии, вряд ли пошла бы вверх.
Вообще белорусские демократические силы регулярно оказываются перед дилеммой: либо действовать в соответствии с хрестоматийным лозунгом «Будьте реалистами — требуйте невозможного!», либо придерживаться первейшей заповеди врача «Не навреди!». При этом выбор вроде бы само собой напрашивающихся вариантов на самом деле не всегда является наилучшим.
Кстати, на проевропейских настроениях в белорусском обществе, и так ослабших согласно тому же опросу, такое развитие событий также отразилось бы далеко не лучшим образом.