«Пресс-фото 2010» — или пресс-постановка?. 21.by

«Пресс-фото 2010» — или пресс-постановка?

20.06.2010 18:23 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Чем отличается пресс-фотография от любой другой? В пресс-фотографии журналисту необходимо в прямом смысле слова оказаться в нужное время и в нужном месте (там, где происходят интересные события), чтобы сделать качественный фотоснимок, который показывает картину происходящего.

Еще бывает постановочная фотография, когда фотограф сам создает соответствующую обстановку, используя декорацию и моделей.
Что представляет большую ценность — сказать сложно. Это два разных направления. Постановочная фотография чаще всего используется в рекламе и в пропагандистских целях. Именно с целью пропаганды в некоторых издания появляются кадры доярок в белых халатах и комбайнеров, которые в обеденный перерыв слушают лекции о международном положении.

Белорусский журналист Сергей Крапивин сделал об этом замечательную подборку фактов. Не обошла стороной эту тему и «самая государственная» белорусская газета «Советская Белоруссия» в материале про известного беларусьфильмовского «кинодокументалиста»-фальсификатора Иосифа Вейнеровича.

Пресс-фотография — прежде всего достоверность происходящего, где фотограф — сторонний наблюдатель, который пытается донести до зрителей достоверную информацию только с помощью технических средств (фототехники), не вмешиваясь в происходящее.

Ради правдивого снимка фотожурналисты лезут в самое пекло опасных событий. К примеру, в уличных акциях протеста фотожурналистам приходится работать между силовыми ведомствами и тем, кто им противостоит. Руки заняты фототехникой. Надо сберечь не только свою совсем не дешевую аппаратуру, но и свою голову, сделав при этом качественный снимок.

В Беларуси в мае завершился первый конкурс пресс-фотографии «Пресс-фото 2010», в котором принимали участие практически все известные фотожурналисты Беларуси, а 16—18 июня в шоу-руме автоцентра Kia «Атлант-М Боровая» были выставлены лучшие работы.

Членами жюри были привлечены именитые авторитеты в мире пресс-фото из других государств. Это позволило членам жюри непредвзято оценивать снимки.

Поскольку это первый конкурс пресс-фотографии в Беларуси, по условиям конкурса на него могли быть предоставлены фотоснимки, сделанные за последние 5 лет.

Однако, привлечение членами жюри людей, которые хуже местных фотожурналистов имеет представление о Беларуси, сказалось не лучшим образом на оценке фотографий, открыв для участников возможность откровенного мошенничества.

Так, первое место занял фотоснимок Виктора Драчева из серии «Чернобыльская зона. 20 лет спустя», на котором изображены жители деревни, вместе отмечающие какой-то праздник.

На фоне полуразрушенных покинутых домов под открытым небом за столом с домашними яствами сидят несколько оставшихся жителей отселенной деревни. Казалось бы, технически качественная фотография достоверно передает жизнь деревни Чернобыльской зоны. Но, это только для тех, кто там не бывал. С той же достоверностью передана жизнь других миров в фильме «Звездные войны».

Во-первых, определение «Чернобыльская зона» — сугубо обывательское.

Местность регионов Беларуси, пострадавших от чернобыльской катастрофы делится на различные категории. Начнем с зоны отчуждения — это примерно 30-километровая зона вокруг ЧАЭС. Здесь вообще не предполагается деятельность человека — на неопределенное время, возможно, на века.

Дальше располагается зона отселения. Здесь ведется ограниченная деятельность человека. В основном она сводится к «залесению» местности: посадке леса на как можно большей площади с целью предотвращения ветровой эрозии почвы с целью уменьшить поднятие ветром радиоактивной пыли.

Проживание людей в этих зонах запрещено. Именно эту безлюдную территорию, запретную для посещения, называют Чернобыльской. Единственные, кто живет там вахтовым методом не более 10-12 дней в месяц, — работники заповедника на научной станции Масаны в 12 километрах от АЭС.

Дальше идет зона с правом на отселение. Если находятся желающие уехать отсюда в более безопасные места, то им сразу предоставляют там жилье. С каждым годом зону с правом на отселение власти сокращают, обосновывая эти решения падением уровня радиоактивного загрязнения.

Снимок, получивший гран-при, сделан в деревне Тульговичи Хойникского района Гомельской области в апреле 2006 года. Это единственная деревня в Беларуси, окруженная зоной отселения, но не относящаяся к ней.

В Тульговичах в 2006 году проживало 8 человек. Всем этим людям больше 50-ти лет. Деревня была отселена в 1991 году, и тогда эти люди просто отказались покидать родные места. Власти оставили им энергоснабжение, организовали выездное медобслуживание, доставку почты, автолавку.

Тогда, на 20-летие Чернобыльской катастрофы, снимки подобной тематики были очень востребованы, и в тех краях наблюдалось настоящее нашествие журналистов, снимающих жителей Тульгович.

Но, Виктору Драчеву захотелось снять их так, как никто другой.

С этой целью он сам и организовал в Тульговичах «праздник». Как опытный постановщик, попросил вытащить из дома стол, разместить его на пустыре под открытым небом так, чтобы за столом были видны покинутые дома. За столом, на котором виднеется привезенная с собой водка и местные соления, разместил массовку из местных жителей. Вот только тарелок, находящихся на столе, меньше, чем участников застолья.

Судя по одетой на жителях Тульгович теплой одежде, погода была не самая лучшая для посиделок на пустыре около заброшенного дома под открытым небом. Но ради фотосессии «народного праздника» старым людям пришлось потерпеть: в хате не получится сделать кадр с покинутым домом на заднем плане.

«Праздник» под названием «приехал фотограф» удался. Снимки получились не хуже тех, что снимают в павильонах «Беларусьфильма». Жители Тульгович с работниками заповедника еще долго будут вспоминать этот «праздник».

Кадр из хроникального фильма «Празднование дня рождения тов. Сталина у героя Социалистического Труда тов. Колыско».

«Вместо съемки действительного события Вейнерович совместно с администратором Хариком произвел грубую инсценировку, организовав «банкет» в квартире директора совхоза «10 лет БССР», а не в квартире тов. Колыско. Привез из Минска бокалы, из которых рабочие совхоза пили шампанское только во время съемки, после съемки бокалы были отобраны и увезены в Минск».

Снимок гран-при «Пресс-фото Беларуси 2010». Тульговичи. До ЧАЭС 53 км. В холодную погоду немногочисленные жители Тульгович «вдруг» решили собраться выпивать на свежем воздухе на пустыре у заброшенного дома.


Следующим снимком Виктора Драчева, занявшим первое место в одной из номинаций, оказался точно таким же «документальным».

Во дворе сельского дома осмаливают заколотого поросенка, рядом стоят дети. А в нескольких метрах по подворью дозиметрист в белом комбинезоне, в защитном респираторе производит замеры уровня радиации.

На незнакомого с реальностью жизни Чернобыльской зоны снимок производит впечатление — дескать, какой ужас: дозиметрист в защитном снаряжении, и обычная сельская жизнь с присутствием детей.

В реальности все жилые подворья вблизи Чернобыльской зоны давным-давно обследованы дозиметристами. Где жить нельзя из за высокого уровня радиации — там не живут. Белые комбинезоны никто в зоне не использует — работники заповедника работают в обычном камуфляже. Респираторы используются там, где есть возможность попадания радионуклидов в дыхательные органы, прежде всего пожарными при тушении пожаров.

По словам начальника отдела реабилитации загрязненных территорий Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Беларуси Геннадия Анципова, снимок сделан за пределами Чернобыльской зоны, в деревне Губаревичи (по другой информации — в поселке Стреличев, что в одном километре от Губаревичей). Это обычные населенные пункты, которые, не имеют отношения к Чернобыльской зоне, хотя и находятся поблизости. Дозиметристы в масках там не работают.

Губаревичи. До ЧАЭС 49 км., http://pressphoto.by/

Даже на научной станции Масаны, где уровень радиации в сотни раз превышает норму, никто не выряжается в белые комбинезоны с маской, чтобы производить замеры.

Чернобыльская зона отчуждения. Масаны. До ЧАЭС 12 км., фото БелаПАН

В общем, очередная постановка, рассчитанная на неинформированного зрителя.

Посмотрев эти так называемые «пресс-фото», Геннадий Анципов обратил внимание и на этику отношений журналистов к местным жителям, которых заставляют разыгрывать сцены из «Чернобыльской жизни».

Как правило, одной из главных целей подобных конкурсов является желание донести до начинающих фотожурналистов тот уровень, к которому надо стремиться. Вот только стоит ли равняться фотожурналистам на того, кто постановочные снимки выдает за пресс-фотографию?

Белорусские организаторы конкурса знают о том, что вышеописанные снимки являются постановочными, но, вероятно, для поддержания репутации конкурса стыдятся обнародовать это.

P.S. В следующем году в связи с 25-летием Чернобыльской катастрофы снимки Чернобыльской зоны будут в цене?


Василий СЕМАШКО

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ради фотосессии «народного праздника» старым людям пришлось потерпеть: в хате не получится сделать кадр с покинутым домом на заднем плане...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика