УРОКИ ЛИДЕРСТВА. Свобода — дороже денег
14.07.2010 10:00
—
Новости Общества
|
Известный белорусский историк, профессор Захар Шибеко рассказал Mojazarplata.by о своей профессии, зарплате, а также о конформизме белорусов. Свобода - дороже денег ![]() Она небольшая. Что такое для жизни в Минске полтора миллиона? Да и разве для профессора это достойная зарплата? В Польше или Германии ученые подобного уровня - это весьма обеспеченные люди. У нас же, чтобы быть самодостаточным, постоянно приходится крутиться и придумывать что-то новое. Вообще перекос в оценке работы людей умственно труда начался после большевистской революции. В начале века, например, учитель обычной гимназии зарабатывал около 100 рублей, а квалифицированный железнодорожник 36 - практически, в три раза меньше. За годы советской власти эти пропорции изменились, но, к сожалению, только в обратную сторону. Думающие, творческие, способные анализировать люди не были угодны советской власти. Как из профессора мог получиться клоун Моя мама - сельская учительница, хотела, чтобы я стал или директором школы, или профессором. А я хотел быть актером, осознанно ощущая в себе талант к этой профессии. После школы приехал поступать в театрально-художественный институт в Минске. Но педагоги не нашли во мне каких-то особенных талантов... Теперь с высоты прожитых лет мне кажется, что они не смогли разглядеть тогда во мне мое истинное амплуа. Внешне я похож больше на драматического актера, которому, впрочем, немного не хватало роста, а внутри я - комик, шут... Возможно, из меня получился бы клоун, но тогда я не знал, где на него учатся. Впрочем, сейчас, когда читаю лекции студентам нархоза, иногда приходится выступать в этой роли. Даже на голове стою для привлечения внимания к предмету - академические методы, к сожалению, помогают не всегда. История ведь нужна и экономистам. Поэтому и пускаю в ход всю свою экспрессию, неизрасходованную на сценических подмостках. Профессия и чувство личной свободы Когда не поступил в театральный, то я подумал, что более всего похож на актера именно историк. Он ведь тоже работает с материалом, который надо пропустить через себя. Часто ездит в командировки - считай, на те же гастроли. У меня всегда была отменная зрительная память - стоило только взглянуть на печатный лист, как я тут же запоминал его содержание. Но меньше всего этот талант хотелось тратить на историю КПСС - там слишком низко нужно было прогибаться и лукавить. Поэтому и выбрал белорусскую историю досоветских времен - 19-20-ый века. Доктором стал в 50 лет, профессором - в 55. Наверное, это максимум для человека, привыкшего работать автономно и не зависеть от государственных структур. Я попробовал как-то с подачи своего однокурсника - бывшего министра культуры Александра Сосновского прикоснуться к тому миру. В 1999 году меня назначили директором Национального музея истории и культуры Беларуси. Но выдержал там только год. Администраторская работа, зависимость от чиновников, хождение по кабинетам министерства с протянутой рукой, отсутствие чувства личной свободы - это не для меня. Свобода - это лучшее, что может быть в жизни, и она дороже денег. Свободный художник не может вдруг стать чиновником на шестом десятке лет. Наверное, на этот путь надо становиться в юности. Хотя, по идее, молодежи должны быть свойственны бунтарские настроения. Но почему-то я обнаруживаю тенденцию, что молодые люди сейчас не бунтари, а конформисты. Им свойственно думать одно, а говорить совсем другое - "то, что нужно". По-моему, это не очень правильно. О конформизме белорусов и национальных героях Хотя, пожалуй, конформизм для белорусов - это нормальное состояние. Они, по сути, вынуждены были стать приспособленцами. Только на протяжении 19-го века белорусы успели побыть сначала под властью Российской империи, потом - под немцами, поляками и снова немцами... Плохо, что истории наших побед писались не белорусами, а русскими или поляками. Если взять Грюнвальдскую битву 1410 года - победили в ней литовцы и поляки, а нас как будто и не было. Но как раз-то белорусов было большинство - только назывались мы литвинами. То же и с битвой под Оршей 1514 года, где сражались уже поляки и русские. Большинство бойцов представляло Великое Княжество Литовское, т.е. белорусы, а победу приписали полякам. Когда мы утратили государственность, то, конечно, уже никого не могли победить. Нас больше использовали, как пушечное мясо: в 1812 - белорусы воевали с обеих сторон, равно как и в 1919, и в 1941... Отыскать героев в истории нашей страны проблематично по той же причине. Их перетаскивали на свою сторону, то поляки, то русские. Мы были страной-донором, которая отдавала лучших другим, а в годы репрессий еще самых лучших и расстреливали. Не удивительно, что до сих пор в нашем сознании идет своеобразная гражданская война: Суворов все еще сражается с Костюшко. Это не могло пройти бесследно. Потому мы такими и стали, послушными и приспособленными к любым условиям проживания... В сегодняшней ситуации власть понимает, что ей надо опираться на молодые кадры, особенно когда стоит проблема модернизации хозяйства. Конечно, она хочет все держать под контролем и при этом максимально использовать их таланты, знания и способности. Многие это отлично осознают и принимают правила игры без каких-либо явных признаков социального протеста. Учиться быть меценатом Тем не менее, как бы ни критиковали западный стиль жизни, он все прочнее входит в сознание нового поколения белорусов. И они все больше ассоциируют нашу страну с продвижением в Европу, нежели с союзом с Россией. Студентам своим я говорю: для того, чтобы сохранить свою государственность, надо не только знать свою историю и национальный язык, но и важно стать успешными. А для этого следует расти, обогащаться и пополнять прослойку среднего класса, которая будет независима от власти чиновников. Только в этом случае будут у нас и стабильность в обществе, и меценаты для каких-то культурных начинаний, о которых так грезят наши гуманитарии. Да и вообще, чем больше в стране богатых людей, тем для нее же лучше. К сожалению, в наших университетах этому не учат. А ведь в нашей истории были выдающиеся личности, меценаты, с которых можно в этом отношении брать пример. Граф Карл Чапский больше всех сделал для Минска как городской глава, занимавший этот пост с 1890 по 1904 годы. Он получил прекрасное образование. По своему вероисповеданию был протестантом, а они уже по своему духу были предпринимателями. Минск в то время стал современным европейским городом. Чапский ввел много полезных вещей - начиная от появления на улицах электроосвещения, общественного транспорта и, заканчивая развитием социально-культурной сферы города. Он был богатым человеком, часто финансировавшим различные усовершенствования в городской жизни за свой счет, закладывая деньги тогда, когда городская казна была пуста. На фамильном гербе Чапских было написано: "Жизнь - Отечеству, честь - никому" и это полностью отвечало его внутренней гражданской позиции. Я буду жить 120 лет Мир стал слишком потребительским - он все время требует. Люди постоянно что-то жуют, пьют, курят, добывают, покупают, тратят, оставляют после себя горы мусора... Состояние души, интеллект, здоровье - вот богатство. Возможно, большее, чем счет в банке, огромный дом или шикарная машина. И самое главное, наверное, это наличие рядом с тобой человека, которого ты считаешь своей второй половиной. Меня часто приглашают в различные конфессии, но у меня в душе свой храм, в котором я молюсь богу и утром, и вечером. И это мне дает силы и надежду... А еще я всегда поддерживал себя в форме. Раньше я занимался бегом, а сейчас увлекся хатка-йогой. С удовольствием езжу на велосипеде, закаливаюсь... Никогда не курил, выпить могу разве что бокал хорошего вина. И вообще я собираюсь жить до 120 лет. Я так решил два года назад, когда отмечал свое 60-летие. А резервов человеческого организма, если их правильно использовать, вполне хватит на этот срок. Вредная привычка у меня только одна - очень много работаю. Иногда без меры. Но сейчас другого выхода у меня просто нет. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Известный белорусский историк, профессор Захар Шибеко – о своей профессии, зарплате, а также о конформизме белорусов...
|
|