Сделать краше жемчужину Полесья. 21.by

Сделать краше жемчужину Полесья

30.07.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вряд ли кто станет оспаривать тот факт, что лицо потребительской кооперации во многом определяет торговля, как основной движущий фактор других важнейших отраслей экономики Белкоопсоюза. По итогам финансово-экономической деятельности за 2009 год Светлогорскому райпо, которым руководит Елена Лаптева, присужден «Почетный знак» Белкоопсоюза в номинации «За высокую культуру торгового обслуживания населения». Даже при беглом знакомстве с торговой сетью Светлогорска становится понятно, что среди конкурирующих структур иной формы собственности районная потребительская кооперация занимает, как никогда, прочные позиции.

— Какие же слагаемые позволили коллективу потребкооперации одного из полесских районов республики стать лучшим в сфере торгового обслуживания населения?

— Мы немало сделали для развития сферы торгового обслуживания на селе, в качестве стимула руководство города пошло нам навстречу и разрешило потребкооперации открыть в Светлогорске ряд магазинов. За счет достигнутого здесь эффекта мы сможем компенсировать издержки сельской торговли, — рассказывает председатель правления Светлогорского райпо Елена Лаптева. – Выполнение социально значимой госпрограммы по развитию и возрождению села сопряжено с затратами, которые вряд ли когда-нибудь окупятся.

В городе мы реконструировали продовольственный магазин «Полесье», обновили в нем торговое оборудование, открыли круглосуточный отдел по продаже продовольственных товаров, в том числе и спиртного. Перепланировка позволила в бывших складских помещениях создать кондитерский отдел, в котором продаем сладкую продукцию отечественных производителей. В магазине также открыт цех по производству полуфабрикатов, особенность которого в том, что по желанию покупателей продавцы возьмут с витрины понравившийся кусок мяса и приготовят из него фарш по всем правилам (такого уровня сервиса и индивидуального подхода к покупателям в столичной торговле лично я не встречал. — Авт.).

Это любимый магазин у жителей 6-го микрорайона Светлогорска – его торговая площадь чуть более 100 квадратных метров с ежемесячным оборотом 500—550 млн. рублей. Следующий этап — строительство в Светлогорске магазина промышленных товаров на долевом участии, который мы назвали «Жемчужина Полесья». Он появился среди жилых новостроек, ранее в этом микрорайоне не было магазина промтоваров. Отклики покупателей о нем самые положительные, по товарному ассортименту он настоящая жемчужина. Мы также реконструировали универсам «Октябрьский», который решением райисполкома был безвозмездно передан райпо. Универсам — один из престижных торговых объектов города, но при передаче его райпо было поставлено условие: открыть на торговых площадях универсама магазин «Овощи—фрукты». Мы это условие выполнили и за счет хранения ряда товаров в подвальном помещении открыли дополнительно еще и кафетерий. У входа в универсам оборудовали открытую летнюю площадку, где можно под навесом попить пива или кваску, поесть мороженого.

Хотя Светлогорское райпо и не выполнило в 2009 году прогнозный показатель по темпам роста товарооборота, он был и остается ныне лучшим в системе потребкооперации Гомельщины.

— Елена Евгеньевна, Светлогорский район пересекают автотрассы международного значения. Каким вам представляется развитие здесь придорожного сервиса? 

— Наши объекты придорожного сервиса, а их около десятка, вызывают положительные отклики у посетителей как рекламным оформлением, так и качеством обслуживания. Мы стремимся развивать все в комплексе: торговлю и общепит. В агрогородке Полесье решением Гомельского облисполкома в структуру придорожного сервиса включены кафе и продовольственный магазин. Почему-то под придорожным сервисом все традиционно понимают общепит, но облисполком придает не меньшее значение и ассортименту товаров в продовольственном магазине. За прошедшие 5—6 лет потребкооперация доминировала по привлечению в районную экономику инвестиций, в том числе собственных и инновационных средств Белкоопсоюза. Это отчасти было связано с подготовкой Речицы к празднику урожая «Дажынкі»: гости и участники из Минского и Гродненского регионов съезжались в Речицу по трассе мимо наших объектов придорожного сервиса. Самое интересное, территория Светлогорщины расположена так, что непосредственно магазинов Речицкого райпо по дороге оказалось меньше, нежели объектов Светлогорского райпо. Поэтому мы готовились к «Дажынкам» параллельно с соседями и приводили все придорожные объекты в должный порядок.

— Не свойственная ранее потребкооперации деятельность — открытие райпо собственной автошколы — принесла ожидаемый результат?

— Когда появилась задумка открыть автошколу райпо, в Светлогорске были огромнейшие очереди, чтобы пройти обучение на получение водительского удостоверения. Конечно, ныне ситуация изменилась: очередей на обучение в автошколах нет, кризис внес свои коррективы. Даже автошкола ДОСААФ испытывает определенные трудности с набором курсантов. До 100 человек приходится обзванивать, чтобы собрать группу из 25—30 курсантов. Однако свою нишу за непродолжительное время работы в этом секторе услуг Светлогорское райпо все же заняло. Мы построили собственный автодром, купили 4 новых автомобиля ВАЗ-21074. Почему именно «жигули»? Это связано с тем, что если не сдаешь с первого раза, то повторно на пересдачу необходимо ехать в Речицу, именно там находится МРЭО Гаи

А так как в речицкой госавтоинспекции используют для пересдачи «жигули», в интересах наших курсантов, чтобы им было проще пересдавать, мы также приобрели данную марку.

Важный итог работы автошколы заключается в том, что среди наших курсантов самый высокий процент сдачи экзаменов как по теории, так и по вождению. Относительно других автошкол Светлогорска этот показатель составляет 90 процентов. Обычно, если кто-то не сдает с первого раза вождение, наши мастера «докатывают» с ними определенное количество часов. Чтобы заинтересовать клиентов, мы им разрешили вносить стоимость обучения частями, в три этапа ежемесячно. На должность начальника автошколы, что также немаловажно, пригласили опытного специалиста Сергея Усова, имеющего квалификацию и специальное инженерное образование.

Я думаю, что наша автошкола будет пользоваться заслуженным авторитетом у светлогорцев, единственный ее минус – это не очень удачное месторасположение. Поэтому на ближайшую перспективу мы договариваемся с отделом образования, чтобы нам выделили под классы другое помещение в центре города.

— В Светлогорске немало частных магазинов. Как вы с ними делите монополию?

— Сегодня наступил тот период, когда наших конкурентов ни в какие рамки не поставишь. Они грамотно ведут свои дела, и выискивать у них нарушения — не лучшее средство соперничества за место под солнцем. Я сторонник несколько иных методов: надо опережать частника, нашего основного конкурента, на несколько шагов. Практика свидетельствует: если отстал от них на год, то это всего лишь иллюзии, на самом деле отставание соизмеримо с отрезком в 5—6 лет. Поэтому мы активно работаем в таких больших поселках, как Паричи и Сосновый Бор, чтобы нас оттуда не вытеснили частные структуры. Мы пошли даже на то, что в системе потребительской кооперации получили право устанавливать надбавку на социально значимые товары. Мы должны поскорее уйти от психологии, что с частником надо бороться административными средствами, надо как можно лучше работать по всем направлениям. Нам необходимо расширять товарный ассортимент в обязательном порядке, но для нас сдерживающий фактор в том, что мы завязаны исключительно на товаре, который предлагает «Белкоопторг». В част-ности, мы открыли ювелирный отдел в магазине «Жемчужина Полесья». Если выбор серебряных украшений там достаточно широкий, то по золотым украшениям «Белкоопторг» очевидно недорабатывает.

Промтоварный магазин «Жемчужина Полесья» современное городское предприятие Светлогорского райпо, о котором стоит сказать отдельно. В этом магазине нынешним жарким летом мы смогли создать ажиотажный спрос на шубы одного из российских производителей. Что вы думаете?! Сюда тут же прибежали товароведы из местного горторга с блокнотами и ручками и стали переписывать реквизиты всех наших поставщиков. Так что не всегда потребкооперация идет позади, в условиях рынка всегда надо работать на опережение.

— В пик заготовок дикорастущих ягод в адрес потребительской кооперации прозвучал ряд замечаний относительно того, что весь урожай, в частности, черники отправляется на экспорт. Получалось так, что отечественный покупатель вынужден был идти за свежей лесной ягодой не в магазин, а на рынок и приобретать ее там с большой переплатой. Как организована торговля данным видом заготовительной продукции в Светлогорске?

— Вы можете убедиться, что в наших городских магазинах черника теперь уже по 9 тысяч рублей за килограмм имеется в свободной продаже. Мы успешно продавали чернику еще до того, как прозвучала критика в адрес потребительской кооперации в одном из телерепортажей. Когда мы ее закупали по 3 тыс. 500 рублей за килограмм, розничная цена была 5 тыс. 200 рублей. Поначалу завезли в «Октябрьский» универсам 5 ящиков ягоды, которая была раскуплена где-то в пределах полутора часов, потом еще — 10 ящиков.

И вся ягода разошлась, как говорится, на ура. Понятно, что в такую жару не каждый человек поедет в лес за черникой: куда проще прийти в магазин и купить там свежие ягоды. Если теперь продаем чернику по 9 тысяч за килограмм, то у бабушки на рынке поллитровая баночка стоит 15 тысяч рублей. Мы успешно продавали не только чернику, но также смородину и малину. Имеем возможность шоковой заморозки ягод в камере, а также ввели в действие холодильник с фреоновой установкой. Определенную часть заготовленных ягод уже заморозили и будем продавать в зимний период как в магазинах, так и в системе общепита. Пытались продавать и лисички, но из-за случившейся засухи их очень мало, недостает объемов для розничной продажи.

Кстати, нынешний сезон показал, что мы успешно можем конкурировать с коммерсантами на ягодном поле. Сегодня уже нет такого положения вещей, когда у них закупочные цены выше, нежели в магазинах райпо. Реагируем мгновенно: поднимают они, мы тут же поднимаем выше их уровня. Причем закупочная цена на чернику в разных населенных пунктах неодинакова и зависит от уровня цен, которые сформированы конъюнктурой рынка в данной местности. Практически ежедневно принимаем решение по ценам и по каждому населенному пункту утверждаем различные закупочные цены. Были такие парадоксальные случаи, когда по одному и тому же населенному пункту в Светлогорском районе цена на чернику менялась дважды в день. Конечно, задание по заготовке черники мы не выполняем: вместо необходимых 60 пока заготовили только 15 тонн. Это связано с недостатком урожая лесных ягод из-за разразившейся засухи. Виной тому и еще одна опасная тенденция: массовый сбор черники для заготовок так называемым комбайном, который уничтожает кусты на корню. Поэтому старожилы ягодно-грибной заготовительной кампании утверждают, что если «гребеночное» варварство не остановить, то через 3—4 года мы будем радоваться не тоннам, а килограммам заготовленной черники. Само растение и вовсе может оказаться в Красной книге.

— Сколь успешно развивает Светлогорское райпо другие заготовительные направления?

— В последнее время активно развиваем заготовки овощей у населения, хотя иногда руководство местной овощной фабрики на нас и в обиде. С населением работать нам гораздо удобнее, в частности, нам проще с владельцами личных приусадебных участков находить консенсус и по вопросам качества, объемам и закупочной цене на сельхозпродукцию. Если нам надо, к примеру, 100—200 килограммов определенного овоща, то под заказ частник сам доставляет сельхозпродукцию в райпо. Тем самым мы стимулируем развитие и личных подсобных хозяйств Светлогорщины, о чем недавно говорил глава государства. Если в прошлом году был неурожай яблок, то виды нынешнего сезона многообещающие и основной заготовительный оборот должен сложиться на яблоках. Уже заготовлено более 50 тонн яблок, которые у нас покупают Речицкий и Гомельский винзаводы. В нынешнем сезоне мы намерены работать также с винзаводами других областей, у которых будут более выгодные ценовые условия.

Надо еще сказать и о таком показателе, как экспорт, в част-ности, уже в этом году мы отправляли в Россию огурцы и чернику. В декабре минувшего года заказывали автотранспорт и завезли 20 тонн масла сливочного в Казахстан. Также хорошо торгуем в городе Ивантеевке Московской области, побратиме Светлогорска, где я побывала в составе делегации на празднике города. Конечно, дорога туда не близкая. Вместе с тем нас не очень охотно там принимают, так как мы подрываем торговые дела местным предпринимателям. Что касается российской потребительской кооперации, то она в Московской области осталась выборочно, в той же Ивантеевке наши коллеги кооператоры не работают. Мы отправляли туда по 5—6 машин с продовольствием и промышленными товарами – все уходило, как с молотка. Также использовали рефрижератор, который закупили в прошлом году для перевозки черники – возили в нем в Россию и колбасные изделия, и сало, и тушенку.

— Елена Евгеньевна, столь бурному развитию кооперативной торговли на селе и в райцентре, безусловно, потребуются соответствующего уровня кадры. Ощущается ли их дефицит в Светлогорском райпо?

— Для нас – это очень серьезная проблема, о чем я говорила и на сессии областного Совета депутатов. Бывает даже так, что в ущерб работе одного предприятия приходится переводить продавца в другой магазин. Самое парадоксальное, что такие же проблемы испытывают в том числе и магазины иной формы собственности. Казалось бы, всегда существовала проблема с подбором кадров для сельского магазина, но чтобы с аналогичной ситуацией столкнуться в городе, никогда бы не подумал. Более того, сегодня зарплата у продавцов также подтягивается до хорошего уровня, но среди них имеющих специальное образование процентов 50 не более. Вся оставшаяся часть продавцов обучена индивидуально, практическим методом и нередки случаи, когда такие специалисты работают гораздо лучше за прилавком, нежели выпускники специальных учебных учреждений. В такой престижный магазин, как «Жемчужина Полесья», практически весь коллектив пришел работать из госторговли, за исключением нескольких молодых девушек. От желающих трудоустроиться не было отбоя, для отбора продавцов был объявлен конкурс и решение, кого туда взять, принимали члены правления райпо. В личной беседе учитывались все факторы: образование, опыт работы и то, как они себя зарекомендовали на прежнем месте работы. Надо признать, что все проходило не без обид, но для того и объявляли конкурс, чтобы выбрать лучших. Может поэтому, когда приезжают к нам из других регионов страны да и республик, с трудом верят, что магазин «Жемчужина Полесья» — детище Светлогорской потребительской кооперации.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Интервью с руководителем Светлогорского райпо Еленой Лаптевой
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика