Спасовка–лакомка. 21.by

Спасовка–лакомка

14.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Спасовка–лакомка

В народном календаре у нас три Спаса. Первый из них приходится на 14 августа, и у него аж два народных названия — медовый и «маковей». В этот день начинается также двухнедельный Успенский пост, который никогда не воспринимался как жесткое ограничение в еде, потому что в это время ребята вовсю хрустели сочной морковкой, а в огороде завились кочаны ранней капусты, вырос горох — его прежде сажали в большом количестве, и он был не только ребячьим лакомством. А еще людям помогали — кормили их лес и река. Поэтому пост назывался ласково — «Спасаўка-ласаўка» (от слова «ласавiцца» — лакомиться).


Медом — по душе


Считалось, что к первому Спасу пчелы прекращают собирать нектар и нарабатывать мед, и чтобы продлить медосбор, нужно было подрезать соты. Медовый Спас — настоящий праздник пчеловодов. В этот день одевались по–праздничному, угощение перед таким событием проходило без водки и закусок с резким запахом. «Пчаляры» пользовались только святой водой, а дымарь зажигали живым огнем, добытым от трения или искры, высекаемой кремешком. Пчела всегда считалась Божьим созданием и, по представлению древних, имела душу, как и человек.


Крылатые труженицы — пчелы — справлялись со своей работой, а потому в ульях собиралось много меда: золотистого — цветочного, темного — гречишного, почти белого — липового, вкусного–вкусного и тяжелого, как золото.


В прежние времена во многих регионах на территории Беларуси невесту встречали в доме жениха не только хлебом–солью, но и медом. Им обмазывали губы жениху и невесте, их свадебные венки — чтобы будущая совместная жизнь выдалась сладкой, без горечи и печали. В день медового Спаса по народным традициям — а они прежде воспринимались как закон — каждый пчеловод должен обязательно угостить медом друзей, соседей и даже незнакомых людей, а уж детей, наблюдающих за его работой, — непременно. А если пожадничает, не будут у него роиться пчелы и один за другим улетит рой.


Ранним утром несли освящать в церковь мед, воду, лекарственные травы, морковь, вызревшие на солнце головки подсолнухов и мак. Не только мед считался в этот день главным обрядовым лакомством, но и мак, который раньше выращивали в большом количестве для пирогов, блинов и оладий с маком — тесто делали чуть слаще обычного и всыпали в него мак. В «макацёре» (специальная ступка) перетирали мак, добавляли мед. Потом в эту вкусную пасту обмакивали блины, оладьи и вареники, которые в этот день делали с морковью.


Мак — одна из очень древних садовых культур. Мак прежде, да и сейчас в некоторых регионах Беларуси применяют в обрядах «вызывания» дождя при сильной засухе. Этот обряд записал у нас на Полесье известнейший этнолог и фольклорист Н.Толстой. Мак выступает как оберег, его насыпали в башмачок невесте, обсыпали им дом, все хозяйственные постройки, считая, что он сбережет от нечисти. А собираясь на суд, насыпали вокруг себя маковый круг. Прежде у каждой хаты палисадник радовал глаз цветущими маками: белыми, розовыми, бледно–лиловыми и огненно–красными. Вот и купола церквей называют «маковками». Ну не виноват мак, что человек сам стал оборачивать его во зло себе.


По первому медовому Спасу–«маковею» загадывали о погоде: если шел дождь, то осень ожидалась грибная. А вот засуха предвещала большое множество пожаров — что и понятно, особенно сегодня. В некоторых регионах Беларуси проводили крестный ход к святым колодцам. Про этот день говорили так: «Ад першага Спаса — халодныя росы», «Першы Спас — провады лета».


Яблочко на блюдечке


Следующий за медовым, яблочный Спас назывался Великим, особо почитаемым в народе. Приходится он на 19 августа. До этого времени на употребление яблок налагался запрет, что, кстати, очень разумно, так как только к этому времени наступал период их созревания. Вспомним, что на яблоках, произраставших в райских садах, тоже лежала печать запрета — возможно, здесь есть какая–то забытая связь? До Спаса яблоки не ели еще и потому, что считалось, что всем деткам, ушедшим из жизни, в этот день Бог раздает яблоки. Не получат их только те, чьи родители согрешили и съели плоды раньше срока. А детская смертность в старину была, как известно, очень высокая. Так что практически все семьи старались придерживаться правил. И только сорванцы–мальчишки срывали яблоки до Спаса, и, чтобы маленькие, зеленые и твердые, как камешки, плоды можно было хоть разок укусить, били их о ствол дерева, отсюда и фраза: «Збiў на горкi яблык».


Именно яблоня среди всех плодовых деревьев особенно почитаема у восточных славян. Считается, что она имеет женское, материнское начало и выступает как один из видов «мирового» дерева, дерева жизни. Кроме того, она всегда наделялась особыми качествами, которые часто раскрываются в песнях и сказках белорусов. Яблоня не только символизирует жизнь, вечность и бессмертие, она может наделить этим и человека, одарив его своими плодами. Вспомним сказки о необыкновенных яблоках: тут вам и волшебное, наливное яблочко на блюдечке, способное показывать, что за сто верст делается; и золотое, и совсем–совсем чудесное, дающее человеку способность вернуть молодость и продлить жизнь, — молодильное... В сказках яблоня укрывает своими ветвями от погони, прячет от врагов, ее яблоки способны возвращать силу и освобождать от злых чар (съев яблоко, герой вспоминает свою забытую невесту и родных). Считается до сих пор, что рубить плодоносящее дерево грешно.


Яблоневый сад издавна был у каждого дома. Иногда яблоня дает тайный знак посадившему ее — это необычное второе цветение среди осени или внезапное прекращение плодоношения. Иногда такой знак предупреждает о болезнях или каких–то возможных бедах. Скобленое яблочко начинают давать крохотным деткам–грудничкам как первый фруктовый плод в их жизни. Пусть будет урожайной на яблоки этого года наша Беларусь, пусть «гнуцца голля ад духмянай антонаўкi, белага налiва i салодкай папяроўкi ў вашых садах!».


Спас у нас тройной, и третий приходится на 29 августа, и называют этот Спас в народе Малым, а еще ореховым. В Беларуси орешник — «ляшчынку» — считают священным деревцем, хотя похож он больше на кустарник. Орешник очень быстро растет, и за лето от земли успевает подняться много–много упругой молодой поросли, а к осени вызревают орехи. Ореховое деревце всегда символизировало жизнестойкость и плодовитость. Ореховый куст, по преданию, находится под покровительством Бога. И поэтому в давние–давние времена, если шли в глухую лесную чащобу, то затыкали за пояс ореховые веточки. Верили — они уберегут от змей да и всякую другую напасть отгонят. В орешник никогда не бьет молния, поэтому во время грозы прятались под его ветвями. Считается, что поспевают орехи к концу августа. А собирать их начинают именно с 29–го числа. По поверью, которое бытует в Беларуси, Бог долго–долго ходил по земле, устал, срубил ветку орешника, чтобы опереться на нее, как на посох. Тут взмолился орешник: «Ведь я и так невелик ростом, за что Ты меня так?» На это Бог ответил: мол, не беспокойся — на месте каждой срубленной ветки подрастет молодая густая поросль. И веток станет вдвое больше, и плоды будут долго оставаться съедобными, не засыхать и давать человеку много сил и пользы. Так и случилось.


Прежде собирали орехов множество и хранили их в холщовых мешочках. На Коляды и Новый год, на Крещение по орехам гадали девушки о замужестве: с закрытыми глазами брали горстку орехов, четное число обещало скорую свадьбу, а нечет или «лiшка» означали, что придется пока барышне посидеть «у дзеўках». Орехами откупались молодые замужницы на Масленицу, когда им перегораживали дорогу. Орешник использовался как прекрасный природный краситель. А еще, помимо «ляшчынкi», выращивали в Беларуси «канадский» орех. Потом он каким–то образом из садов перекочевал и стал расти в перелесках возле маленьких городков и деревень. Именно из этого ореха делали замечательные чернила, которыми писали стихи Пушкин и Мицкевич.


Знали в народе и лекарственные свойства орешника. Мужчинам, «кому за 40», не нужно было искать заморские средства, чтобы лечить аденому. Они обстругивали ореховые прутья не моложе 2 — 3 лет, кору сушили, а потом заваривали и пили настой по полстакана в день.


Разгул «рябиновой ночи»


В конце августа, во время Спаса, на исходе лета, по поверьям, что с давних времен живут в Беларуси, случается «рябиновая ночь». В эту ночь молнии пересекают небо со всех сторон, гремит страшный гром, будто и впрямь Илья–пророк грозно разъезжает на своей огненной колеснице. Сильный ветер клонит к земле деревья, срывает ветки, поднимаются вихри. В народе объясняют это явление по–разному: одни говорят, будто выходит наверх всякая нечисть и самые злые силы отмечать свой праздник, пытаясь навести страх на всех живущих. Другие утверждают, что, наоборот, могучий ветер, срывающий и перегоняющий тучи, небесный огонь в виде молний и проливной дождь, как главные стихии, объединяются, чтобы прогнать нечистое и злое и уничтожить. Уже накануне обычно погода подает знаки о предстоящем разгуле стихии. В этот день старались не уходить далеко от дома. Чтобы сберечь дом и хозяйственные постройки, под крышу подвешивали красные нити и еще нестиранную пасхальную скатерть — что считалось верным оберегом. Иногда «рябиновая ночь» выдавалась «сухой» — с громом и молнией, но без дождя. В народе считали, что такие ночи с грозами нужны для созревания рябины, потому что если ягоды не поспели, то конец лета выдастся плохим, а осень — очень ранней и слякотной, с мокрым снегом и холодными дождями. Будем считать, что если такая ночь случится, то непременно все злые силы окажутся повержены. Пусть все обойдется, созреют красные–красные гроздья рябины и осветят нам путь к миру и добру.


Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В народном календаре у нас три Спаса. Первый из них приходится на 14 августа, и у него аж два народных названия — медовый и «маковей»...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика