У мужиков, живущих на Ярославском шоссе в Москве, появилось серьезное хобби, не чета наскучившей зимней рыбалке. Вечерами они ловят маньяка. Выглядит эта народная инициатива весьма благородно: люди бросили личные дела ради общественной безопасности, объединились в стихийное движение «Патруль» и выслеживают опасного убийцу, нападающего на женщин в этом районе. Журналисты захлебываются от пафоса, описывая крепких парней, затеявших самодеятельный розыск. Мол, «у населения лопнуло терпение» и «теперь маньяку с молотком никуда не деться». Только милиция, которая плоть от плоти народной, почему–то не испытывает восторга по поводу правоохранительной активности граждан. Более того, милиционеры грозят общественникам различными карами и требуют не вмешиваться в дело охраны порядка. Странная позиция, не правда ли? Но только на первый взгляд.
А если внимательнее присмотреться, то негодование людей в форме становится объяснимым. На северо–востоке Москвы действительно орудует преступник, убивающий одиноких прохожих молотком с длинной рукояткой; его жертвами уже стали несколько женщин. Благодаря одной из скрытых камер видеонаблюдения милиции становятся известны внешние приметы убийцы: его рост, комплекция, одежда. В глубокой тайне готовится операция по поимке маньяка: уличные наряды получают ориентировки с описанием разыскиваемого, идет сложная работа по вычислению места предстоящего преступления, планируется ряд засад и других специальных мероприятий, входящих в число профессиональных секретов оперативников. Казалось бы, вот–вот раздастся финальный щелчок наручников. Но тут в ситуацию вмешивается народный патруль. В людных местах появляются листовки, где подробно описаны методы убийцы и его внешний вид. В интернете взахлеб рассказывается, насколько активно будут контролироваться в вечернее время остановки и подземные переходы. Следуют доклады с мест о прочесывании подъездов и чердаков. И это срабатывает — о новых нападениях больше не слышно! Граждане ликуют, а милиционеры досадливо морщатся: им опять начинать все сначала.
Оперативники раздраженно объясняют, что своими действиями «Патруль» не способствовал поимке преступника, а препятствовал ей. Маньяк, прочитавший хоть одну листовку, никогда больше не наденет свой коричневый пуховик и кожаную бейсболку. Теперь он десятой дорогой обойдет те места, в которых его ждали профессиональные группы задержания, — там сейчас толпятся кучки сыщиков–любителей, громко кричащих о своих мужественных дежурствах в интернете. Быть может, он даже сменит район на менее беспокойный и продолжит убивать на других улицах.
Общественники уныло раскаиваются: «Да, возможно, с листовками мы погорячились, надо было согласовать это с милицией». Однако не теряют оптимизма: «И все–таки народная самооборона — это сила!» В качестве примера рассказывают случай в минувшие выходные, когда трое парней сумели–таки задержать в лесопарковой зоне «человека, похожего на маньяка». Герои азартно расписывают свое правоохранительное приключение: «Мы окружили его и даже не дали подняться с груды тряпья, сейчас с ним милиция разбирается». Милиция, правда, опять пожимает плечами: что тут разбираться, обыкновенный безобидный бомж, спящий в своей зимней берлоге на куче собираемого им утиля. Невелик подвиг...
Думаю, такой же никчемный, а то и вредный эффект будут иметь все начинания самостийных радетелей общественной безопасности. Другое дело (сейчас крамольную вещь скажу), если бы каждый гражданин, наплевав на общее дело, озаботился исключительно личным благом. Встречал по вечерам свою жену, а не патрулировал чужие дворы. Сам бы соблюдал ПДД, а не отлавливал дорожных хулиганов. Лично не давал детям спичек, вместо того чтобы читать соседям лекции по пожарной безопасности. Если бы каждый — то маньяки бы остались без потенциальных жертв, дороги — без нарушителей, дома — без угрозы пожара.