Белорусские власти неожиданно пришли к выводу, что наши дети недостаточно загружены в школах, и если так пойдет и дальше, то в стране вырастет еще менее конкурентоспособное поколение.
«Белорусских детей надо реально загрузить», — уверен заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик. Такое мнение он высказал 14 декабря на совместном заседании Национальной комиссии по правам ребенка и Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете министров.
Анатолий Тозик считает, что в Беларуси слишком много говорят о перегрузке детей, и всяческие поблажки могут негативно сказаться на будущем страны. Сам же вице-премьер ставит в пример китайский опыт воспитания и обучения детей, с которым он ознакомился, работая в КНР в ранге посла Беларуси.
«Занятия начинаются в 8 утра и длятся до 16 часов у младших школьников, до 22 часов — у старшеклассников. В выходные дни школьников не увидишь праздношатающимися на улицах — они посещают дополнительные занятия. Мы говорим, что не надо травмировать психику детей, выставляя им в начальной школе оценки. А в Китае составляется чуть ли не ежедневный рейтинг успехов школьников. И каждый ребенок стремится наработать максимальный потенциал, с которым он пойдет в жизнь», — поделился информацией Тозик.
Возможно, китайские дети настолько гениальны, что могут без труда учиться по 14 часов сутки, но в цивилизованном мире даже у взрослых такие нагрузки могут привести к эмоциональному выгоранию.
Кандидат психологических наук Михаил Покров считает, что занятия должны быть для ребенка в первую очередь приятными и интересными — лишь в этом случае личность будет развиваться гармонично.
«Если человека, склонного к гуманитарному направлению развития, загружать точными науками, то будет очень быстрый перегруз, и не через десять уроков, а через три-четыре», — отметил психолог.
По словам эксперта, если заставлять ребенка делать неприятные ему вещи, в нем будет нарастать негативизм, который распространится не только на учебу, но и на все сферы деятельности. «Человеку нужно найти то, что ему нравится. Если ему нравится рисовать, пусть он пять уроков рисует», — говорит Михаил Покров.
Он также отмечает, что умственное развитие — это лишь одна из составляющих развития личности. «Кроме мыслей, у людей есть еще эмоции, ощущения, процессы восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание). Они тоже должны быть развиты», — пояснил Михаил Покров.
По его мнению, нельзя делать акцент только на развитии мышления и приобщении детей к точными наукам: «Без творческого начала личности не получится, получатся роботы, которые являются лишь хорошими исполнителями, но не больше».
Эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич считает, что белорусские дети и так «более чем перегружены». Однако эксперт обращает внимание на то, что в разных семьях дети заняты в разной степени. Одни ходят только в школу, а другие дополнительно посещают много различных кружков, занимаются английским и пр.
«Не нужно думать, чем занять детей в плане работы, учебы, они и так достаточно организованны. Даже если они занимаются за компьютером, мы должны подумать, что еще мы можем им предложить помимо игр. Какую новую сказку им могут рассказать, какую новую мечту предложить — вот об этом нужно рассказывать», — считает Светлана Мацкевич.
Эксперт также отмечает, что проблема организации свободного времени стоит не только у детей, но и у взрослых: «Со времен Советского союза существовала установка, что свободного времени у людей быть не должно, они должны тратить большую часть времени на работу. Сращивание людей с производством жестко сформировало установку у белорусов — «надо что-то делать».
Однако, как отмечает эксперт, то, как мы тратим свое свободное время, свидетельствует о культурном уровне страны. По ее мнению, свободное время должно тратиться на развитие, повышение своего культурного уровня.
«Если лишать человека этого времени, он лишается прав на развитие», — считает Мацкевич. Государство, по ее мнению, должно предлагать варианты, на что население может потратить свое время.
Пока что белорусские власти продолжают предлагать тратить время на труд. На заседании комиссий по правам ребенка и делам несовершеннолетних участники высказались за то, чтобы развивать систему трудовых лагерей для школьников; больше внимания уделять организации летних детских лагерей при воинских частях, подразделениях МВД, МЧС, Погранкомитета, причем не только для трудных подростков, но и для детей из обычных семей.
Психолог Михаил Покров не видит ничего плохого в трудовых лагерях, если ребенок едет туда добровольно, по собственной инициативе.
Светлана Мацкевич считает это предложение возвратом к формам лагерной педагогики: «В условиях, когда страна должна демократизироваться, приобретать свободу, включаться в европейские процессы, организовывать жизнь людей, тем более детей, лагерным типом — просто преступление. Достаточно того, что уже на протяжении последних 16-20 лет белорусское образование, система воспитания были чрезмерно идеологизированы, и эта идеологизация продолжается».
К тому же, отмечает эксперт, переход к лагерной педагогике означает, что часть воспитательных функций будет отбираться у семьи: «В условиях экономического кризиса, когда родители заняты, озабочены хлебом насущным и им некогда думать о воспитании, государство может воспользоваться этим шансом и «забрать детей» у семьи. Но насколько это правомерно сейчас, ответственно перед будущим поколением — над этим надо порассуждать».