Аптека для души
14.07.2012
—
Новости Общества
|
Какие уроки нравственности дают детям современные книги и на каких героев им сегодня хочется равняться? Принято думать, что современные дети читают не так много, как хотелось бы, и чем старше становится ребенок, тем реже он интересуется книгами для досуга. Хотя, конечно, нельзя говорить, что они вовсе перестают привлекать внимание подростков. Просто нужно умело и правильно заинтересовать детей чтением, предложить им нужную и необходимую в данный жизненный период книгу. Некоторое время назад сотрудниками детской библиотеки № 17 Минска была создана электронная выставка-презентация «Книги, помогающие жить» для среднего школьного возраста, с которой могли познакомиться читатели. В презентацию были включены произведения Геннадия Абрамова, Анны Гавальды, Алеся Бадака, Сюзи Моргенштерн… Это веселые и печальные, легкомысленные и серьезные истории о выборе жизненного пути, силе любви, семье и преданности, непростых вопросах во взаимоотношениях подростков. В нашем мире, к сожалению, не так часто поступки взрослых людей могут служить примером морали, нравственного поведения для детей. Тогда вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить. Именно чтение зачастую побуждает к нравственным поступкам. Какие же книги подростки считают интересными? Прежде всего те, которые имеют захватывающий сюжет, увлекают ситуациями. Причем положения героев и ситуации непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть про них самих, про их современную жизнь. Мы видим, что подростки неохотно берут книги, в которых описаны герои-сверстники, жившие в прошедшие времена. Им интересны книги о силе любви, способной, казалось бы, безнадежно больного человека поставить на ноги. Это книги, дающие надежду, в них чудо становится реальностью (Тамара Крюкова «Костя + Ника=»; Джин Литтл «Слышишь пение?»). Юный читатель ищет книги о сильных и мужественных людях, взрослых и детях, победивших недуг, или произведения, в которых героями преодолевается собственное бессилие, отчаяние и малодушие, эгоизм, черствость. Они помогают детям расти и взрослеть, воспитывают в них доброту и сострадание (Екатерина Мурашова «Класс коррекции»; Алла Маршалл «Я умею прыгать через лужи»). Литература о преодолении непростых обстоятельств нужна каждому. Без опыта борьбы человек, тем более маленький, оказывается безоружным перед жизнью. Конечно, волнует ребят тема первой любви и первого признания, первая встреча с жестокостью и завистью, первые шаги во взрослой жизни (Віктар Гапееў «Пастка на рыцара», «Урокі першага кахання»). Интересны книги, которые без поучений и сентиментальности говорят с подросшим читателем о жизни, о том, как трудно бывает найти свое место в мире и как важно оставаться верным себе (Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»). Мы часто спрашиваем мнение ребят о прочитанном. Например, семиклассник Виктор Статько высказался так: «Нравятся книги, в которых рассматриваются взаимоотношения подростков в наше время, подсказываются выходы из сложных ситуаций. Интересно, когда реальность перекликается с фантастикой». В нашей библиотеке собралась неплохая коллекция книг и на младшем абонементе. Организована выставка, на которой представлены лучшие современные писатели: Ева Яниковски, Тьерри Ленэн, Карл Рюманн, Катя Германн и другие. Это серия книжек-картинок для любого возраста, помогающих не бояться мечтать и делать этот мир лучше. В них минимум текста, максимум иллюстраций. Они предназначены для разговора взрослого и ребенка о самом главном. Важно, чтобы ребенок выражал свое отношение к тому, что он читает или слышит. Необходимо стараться воспитывать в нем «заинтересованного» читателя. Поэтому библиотекари часто практикуют громкие чтения, во время которых взрослые комментируют текст, например, так: «Эта история напоминает мне о...» или «Интересно, может ли этот персонаж...». К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания тому, читают ли книги их дети. Они не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей. Да и много ли внимания уделяют сегодня взрослые совместному чтению? А ведь любовь к нему начинается именно со слушания. Маленьким детям нужно много читать вслух. Воображение ребенка рисует сюжеты, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Психологи считают, что прочитанные в детстве произведения оставляют больший след, чем те, с которыми человек знакомится в зрелом возрасте. Книга, без преувеличения, формирует душу ребенка. Роль детских библиотек в этом вопросе значительна. Не зря в давние времена библиотеку называли аптекой для души. Марина ПАНАРАД, заведующая сектором обслуживания детской библиотеки № 17 Минска Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Какие уроки нравственности дают детям современные книги?..
|
|