Минский Дворец спорта могла украсить мозаика Фернана Леже?
28.08.2012 16:20
—
Новости Общества
|
Минский Дворец спорта могла украсить мозаика Фернана Леже? В мае 1966 года на Парковой магистрали столицы торжественно открыли уникальное здание - самый большой в то время в республике дворец с киноконцертным и спортивным залом – Дворец спорта - новаторский экспериментальный тип сооружения не только для БССР, но и для всей страны.
Эскизы универсального зрелищно-спортивного зала, выполненные архитектором Сергеем Филимоновым на основе дипломного проекта, показались необычными первому секретарю ЦК КПБ Кириллу Мазурову. При нажатии на фото, оно открывается в большом разрешении и в новом окне. ![]() Идее дали добро на воплощение - в конце 1962 года в "Белгоспроекте" организовали группу по проектированию киноконцертного и спортивного зала, в которую вошли главный архитектор проекта С. Д. Филимонов и главный инженер В. В. Коржевский – тридцатилетний молодой специалист, самый старший из всех. На стадии рабочего проектирования в группу включили архитектора Валентина Малышева. ![]() Экспертизу проекта провел Заслуженный архитектор России Р. М. Гегарт, ведущий автор проекта здания минского ГУМа. Нагрузка на сотрудников была очень серьезная, об этом вспоминает сам Филимонов: ![]() "...с работы я и Коржевский уходили в 11-12 часов вечера, а бывало, работали до 2-3 часов утра. И никаких выходных, праздников. За год мы выполнили громадный объем работы, выпустив только архитектурно-строительных чертежей более 1000. Многое переделывали по нескольку раз, поскольку проектных норм на такие сооружения в Союзе еще не было... А было огромное количество согласований со смежными институтами, совещаний и просто планировочной работы по объекту". ![]() При сооружении Дворца использовались новейшие достижения науки и техники, строительные материалы: монолитный и сборный железобетон, стекло и стеклопластик, керамика, алюминий. Мастера разработали оригинальную конструкцию витражей из анодированного алюминия, внедрили новые виды отделочных материалов - фактурную штукатурку, облицовочную плитку. Трибуны для зрителей размещались перед эстрадной и спортивной площадкой - впервые кресла изготовили из стеклопластика. Заказ на 7000 мест для трибун и партера выполнили по моделям-образцам наших дизайнеров и конструкторов рабочие судоремонтного завода в Ужгороде. Длительное время продолжались согласования, уточнения формы, цвета, стоимости, а когда первые образцы сидений укрепили на трибунах, здание посетил Машеров. Петр Миронович внимательно осмотрел всю стройку, похвалил установленные сиденья, и вскоре зрительный зал стал серо-голубым от их огромного количества. Главный вестибюль Дворца отделали мрамором, а дворовый фасад здания — цветным закаленным стеклом (стемалитом серого цвета в сочетании с анодированным алюминием по каркасу). Кстати, для кафе-буфета приобрели самое современное по тем временам торговое оборудование - новейшие охлаждающие витрины-прилавки "Пингвин". Торжественное открытие здания состоялось 7 мая 1966 года. За короткий срок Минский Дворец спорта приобрел широкую популярность. Уже через год здесь провели первенство Европы по классической борьбе 1967 года, а затем - чемпионат Европы по спортивной гимнастике, чемпионат мира среди юниоров по фехтованию, международные турниры по хоккею с шайбой и десятки других мировых и союзных спортивных соревнований. На международных соревнованиях штангистов в мае 1970 года впервые в истории мировой тяжелой атлетики советский спортсмен Василий Алексеев набрал в сумме троеборья феноменальный результат - 600 кг. Зрительный зал, рассчитанный на 4000- 6000 зрителей, заполнялся полностью во время концертов Магомаева, Лундстрема, Эллингтона… Еще во время строительства Дворца в Госстрой республики и "Белгоспроект" приходили заявки на повторное применение проекта в других городах страны. Вот цитаты из документов: "Челябинский облисполком, ознакомившись с построенными дворцами спорта в ряде городов страны, в том числе в г. Минске, пришел к выводу, что Минский Дворец спорта является лучшим из построенных по архитектурно-планировочному и технологическому решениям и наиболее полно отвечает условиям и эксплуатации для г. Челябинска". Проект Минского Дворца спорта был повторно осуществлен в Челябинске, Волгограде, Днепропетровске. ![]() ![]() В Вильнюсе при возведении дворца спорта была использована технология минчан, которая по тем временам являлась ноу-хау. Так, Минский Дворец положил начало строительству в Советском Союзе универсальных зрелищных залов. В мае 1969 г. Комитет по физической культуре и спорту при СМ БССР выдвинул Дворец спорта на соискание Государственной премии в области архитектуры. В конце 1960-х в Минск вместе с писателем Константином Симоновым приехала известная портретистка, уроженка Беларуси Надежда Ходасевич-Леже, вдова французского художника-монументалиста Фернана Леже. Среди приглашенных на прием, который устроило в ее честь Министерство культуры, был и автор проекта Дворца спорта Сергей Филимонов. Надежде Леже понравился Минский Дворец, и она предложила установить на фронтоне главного фасада здания объемное смальтовое мозаичное панно — часть мурала, созданного ее мужем для олимпийского стадиона в Берлине в 1930 году. Когда к власти в Германии пришли фашисты, Фернан Леже отказался выполнить его в натуре. Панно на тему спорта - яркое, абстрактное по форме и содержанию - получило всемирное признание. Одна его часть установлена на стене-фронтоне мемориального музея художника Фернана Леже в Бьете на юге Франции. Другую половину панно Надя Леже предложила выполнить с помощью французских мастеров-монументалистов на фронтоне Минского Дворца спорта как дар белорусскому народу от соотечественницы. ![]() Рисунок панно Леже с пояснениями автора Дворца спорта С. Филимонова Несколько раз Надежда Леже приезжала в Минск и обсуждала здесь организацию работы по установке панно. На одной из встреч Сергей Филимонов предложил разместить панно на специальной горизонтальной стеле-стенке у Дворца, но предложение художницы не было оценено по достоинству ни в Министерстве культуры, ни в ЦК КПБ. Так Минск лишился одной из своих самых ярких достопримечательностей. В 1975 г. архитекторы С. Филимонов, В. Щербина, ин¬женер Б. Гамер в "Белгоспроекте” разработали проект второй очереди строительства Дворца, который был рекомендован к строительству, но финансирование объекта не открыли. ![]() Проектирование и строительство второй очереди Дворца были возобновлены только в конце 1990 годов, но уже другими архитекторами и по другому проекту. TUT.BY благодарит ведущего научного сотрудника БГАНТД Галину Шостак за предоставленные материалы. TUT.BY – вы узнаете первыми… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В мае 1966 года на Парковой магистрали столицы торжественно открыли уникальное здание - самый большой в то время в республике дворец с киноконцертным и спортивным...
|
|