Интернет-газета Naviny.by попыталась снять вопросительный знак в заголовке публикации «МВД осталось без борцов с оргпреступностью?». Для этого был отправлен официальный запрос в министерство. В полученном ответе между вежливых строк легко читается «Не ваше дело»…
Напомним, в публикации речь шла о том, что приказом № 285 министр внутренних дел Игор Шуневич реорганизовал Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК). Эту новость распространила правозащитная организация «Платформа», которая утверждала, что милицейским борцам с оргпреступностью грозит значительное сокращение, а усилия оставшихся сотрудников направят исключительно на борьбу с коррупцией.
Начальник ГУБОПиК полковник милиции Альберт Лягович отказался подтверждать либо опровергать эту информацию. Пришлось идти другим путем.
В запросе Naviny.by от 13 сентября было всего три вопроса. Насколько информация «Платформы» соответствует действительности? В чем причины реорганизации ГУБОПиК? И кто же теперь будет в МВД бороться с организованной преступностью?
Ответ, датированный 19 сентября, шел три дня. В письме за подписью начальника Управления информации и общественных связей МВД Константина Шалькевича сообщается:
«Реорганизация Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также подчиненных ему подразделений проводится в рамках реформирования МВД в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Учитывая, что подобные мероприятия в органах внутренних дел реализуются регулярно, заострять внимание общественности на внутриведомственных процедурах полагаю нецелесообразным».
А мы-то наивно полагали, что коль глава государства во всеуслышание несколько раз потребовал реформировать систему МВД, то о ходе сего процесса белорусские налогоплательщики имеют право знать. А тут вдруг вообще оказывается, что реформа уже идет, но процедура эта «регулярная», «внутриведомственная» и знать о ней нам, простым смертным, «нецелесообразно». Короче, не наше дело!
Единственный, кто регулярно информирует общественность о ходе реформы (пусть и в очень общих чертах) — это сам Александр Лукашенко. Вот и сегодня глава государства, принимая с докладом министра внутренних дел и говоря о реформе МВД, еще раз подчеркнул недопустимость ломки ведомства: «Мы должны спокойно провести это реформирование, <…> не разрушая структуру, не нарушая принципов работы милиции».
В текущем году корреспондент Naviny.by уже несколько раз обращался к начальнику ГУБОПиК Альберту Ляговичу с просьбой об интервью. Но всякий раз полковник ссылался на занятость: мол, некогда, работать надо. А тут, того и гляди, и сам может без работы остаться.
Следует заметить, что изначально не предполагалось никакого широкого общественного обсуждения возможного реформирования ведомства. Как известно, такой команды Лукашенко не давал. Посему вроде и удивляться нечему, что данное мероприятие проводится втихаря. В то же время, по сведениям Naviny.by, предложения по реформированию деятельности собирались, начиная от районных отделов милиции, и направлялись в Совет безопасности. Непонятно, почему даже так называемые трудовые коллективы, которые всегда «поддерживают и одобряют» начинания власти, остались за бортом обсуждения проблем правоохранителей. Единственное, на что сподобилось руководство ведомства, — это провести тематическое совещание с ветеранами МВД, отчет о котором появился на сайте ведомства, а потом загадочно исчез.
Так в чем же причины всех этих «военных тайн» Министерства внутренних дел?
«В Беларуси МВД, как и прочие органы, подчинены одному человеку, — говорит директор ИПУ «Платформа» Андрей Бондаренко. — И только перед ним они будут отчитываться. Мнение общественности в целом или его отдельных представителей им, мягко говоря, побоку. Если речь вести о ГУБОПиК, то, насколько мне известно, эта структура на сегодняшний день является одной из самых слаженных и сильных в МВД. Именно она сыграла свою положительную роль в борьбе с организованной преступностью, которая в Беларуси все еще есть, но практически локализована и не представляет такой опасности как, например, в России. Однако такого рода «братва» всегда должна быть под контролем. ГУБОПиК обладает достаточной информацией и возможностями держать оргпреступность в узде. В то же время управление обладает оперативными данными о противозаконной деятельности ряда должностных лиц. Могу предположить, что именно в этом причина реорганизации. То есть, дело не в том, что оргпреступность побеждена окончательно. Возможно, в ГУБОП увидели структуру, которая может юридически представлять опасность для определенной части чиновников».
…Ликвидация в России в 2008 году специализированных служб по борьбе с организованной преступностью привела к новому криминальному переделу и, как следствие, к резкому всплеску преступности в этой стране. Убийства криминальных авторитетов, бизнесменов, банкиров и даже политиков вновь захлестнули соседнюю страну. И сегодня в России вновь возрождают УБОПы. Ошибку признали, и тайны из этого не делают.