Белорусской железной дороге 150 лет. 21.by

Белорусской железной дороге 150 лет

23.10.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Правда ли, что первые белорусские вагоны были запряжены лошадьми, из Столбцов ходил поезд в Париж, а свои знаменитые стихи о советском паспорте Владимир Маяковский написал на белорусской станции

Кто из нас не ездил на поезде, наслаждаясь стуком колес и убегающими пейзажами за окном?! Наверное, каждый хоть раз пользовался услугами белорусской железной дороги. Но многие ли задумывались, сколько ей лет, с чего она начиналась, кто водил первые белорусские поезда и какие интересные факты хранит в себе история Белорусской железной дороги? А ей ни много ни мало уже 150 лет. Накануне юбилея БЖД в издательстве “Мастацкая літаратура” увидела свет книга “История Белорусской железной дороги. Из века XIX в век ХХI”, подготовленная белорусскими историками. И не просто книга — настоящий фолиант на 959 страницах! Со старыми фотографиями, картами, билетами...

Представляем топ-7 наиболее любопытных, на наш взгляд, фактов из истории “юбилярши”.

Как и во всем мире, в Беларуси до постройки путей сообщения общего пользования с паровой тягой строились дороги, по которым вагоны с грузами тащили кони. Первой такой дорогой (ее сегодня смело можно называть прабабушкой железнодорожной магистрали) была железная дорога Старинковского метал-лургического и машиностроительного завода отставного поручика Александра Бенкендорфа. Завод действовал в 40—60-е годы XIX века в д. Старинка Чериковского уезда (сегодня Славгородский район). Железнодорожные пути с конной тягой общей протяженностью около шести верст соединяли между собой различные цеха и пристани на Соже.

До недавнего времени считалось, что белорусская железная дорога ведет отсчет с 1871 года. Однако ее истинным днем рождения, как свидетельствуют архивные документы, является 15 декабря 1862 года. “Именно тогда на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву, — объясняет составитель книги кандидат исторических наук Валентина Яновская. — Его отрезок Поречье — Гродно стал первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле”.

Можете себе представить, что меньше ста лет назад до Столбцов (сегодня райцентр в Минской области) курсировал экспресс Маньчжурия — Столбцы, через город шел поезд Париж — Негорелое! “Дело в том, что в 20-е годы Беларусь согласно Рижскому договору оказалась разделена на две части. Одна — советская, вторая — польская. Существовали две станции — Негорелое и Столбцы. Через Столбцы все жители Советского Союза выезжали в Европу. Через Негорелое возвращались из Европы”. В 20—30-х годах прошлого столетия эти станции очень часто упоминались в печати и были нанесены чуть ли не на все карты мира.

Белорусские железнодорожные станции часто находились в не очень людных местах, далеко от крупных городов, где и продуктов не всегда можно было купить. Поэтому для железнодорожников и их семей существовали бесплатные проездные документы. По такому проездному жена железнодорожника, к примеру, могла ездить в магазин на соседнюю станцию.

А медицинское обслуживание железнодорожники получали... буквально на колесах. “Ходили специальные санитарные поезда. Не такие, как в военное время для раненых, а мирные вагончики, обустроенные под мини-поликлиники. В них можно было не только оказывать первую помощь, но даже делать операции”, — рассказывает Валентина Яновская. Такие поезда ходили по всей Беларуси. А впервые появились они на Либаво-Роменской железной дороге.

Через Столбцы и Негорелое в свое время проезжали многие известные русские и зарубежные писатели, художники, артисты, музыканты, скульпторы, ученые... Был среди них и Владимир Маяковский, сказавший однажды: “На горизонте — белое. Снега и Негорелое”. Исследователи творчества Владимира Маяковского утверждают, будто случай, который произошел с поэтом на старой советско-польской границе в международном экспрессе Маньчжурия — Столбцы, послужил поводом для написания “Стихов о советском паспорте” — поэт ехал тогда в одном купе вместе со шведом и британцем.

Многим наверняка интересно, как выглядели первые белорусские вокзалы. Известно, что вокзалы на станциях III класса (основных) строились из кирпича, на станциях IV класса (линейных) — из дерева. В каждом из них были помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста и зал ожидания с круглыми печами. В вокзалах III класса непременно был буфет с деревянным, обсыпанным землей, ледником для хранения провизии. Возле каждого вокзала устраивались садики.

 
Теги: Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Представляем топ-7 наиболее любопытных, на наш взгляд, фактов из истории “юбилярши”.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика