Новогодние праздники для валютного рынка — период своеобразный. Так уж повелось, что в последние дни декабря перед обменниками бывает многолюдно. Кто–то сдает валюту, кто–то, наоборот, приобретает. Кто–то склонен нервничать. Кто–то над этим куражится. Как странные люди, рассылавшие перед Новым годом эсэмэски с предупреждением о резкой девальвации, назначенной на 8 января. Но первая декада января нового года позади, и ничего сверхъестественного не случилось. Январь официальный курс доллара встретил с таким значением — 8.570 рублей. Оно оказалось ниже, чем максимальное, зафиксированное в прошлом году.
А что на днях? Официальный курс доллара 8 января составлял 8.630 рублей, а евро — 11.230. Вчера доллар стал дешевле на 20 рублей. А евро по отношению к белорусскому рублю, наоборот, подрос. Впрочем, такую хронику можно вести хоть каждые сутки. Не стану утомлять цифрами. Привожу их как иллюстрацию: при рыночном механизме формирования курсов валют незначительные колебания в ту или иную сторону — вполне естественный процесс. Биржевой спрос на валюту, как и ее предложение, не могут день за днем держаться на одном и том же уровне. И легкие движения курса рисуют картину дня, но не говорят сразу о какой–то тенденции.
Это подтверждают в Национальном банке. Он опубликовал сообщение о курсовой политике в 2013 году. Курс будет формироваться, как и в минувшем году, исключительно на рыночных принципах. При минимальном участии Нацбанка. Его интервенции возможны только для того, чтобы не допустить резких колебаний. В Основных направлениях денежно–кредитной политики прогнозных показателей по курсу нет. На то он и рыночный принцип. Что еще важного в сообщении Нацбанка? Отмечается: стабильность на валютном рынке во многом будет зависеть от сбалансированности и эффективности работы всей экономики. Как эту стабильность не потерять? Об этом я поговорил с заместителем председателя Белорусской научно–промышленной ассоциации Георгием Грицем. Его мнение:
— Если Нацбанк продолжит ориентироваться на ту политику, которая проводилась в прошлом году, то резких изменений валютного курса ожидать не стоит. Но прогнозов по поводу курса делать не стану. Я раньше высказывал предположение, что к концу 2012 года доллар будет стоить 9.000. Видите, ошибся. Жесткая денежно–кредитная политика свои плоды приносит. И она должна сохраниться. На высоком уровне, скорее всего, будет ставка рефинансирования, которая определяет стоимость кредитных ресурсов.
Собеседник высказал и такую мысль: сохранение валютного курса на нынешнем уровне — это вопрос не только денежно–кредитной, но и промышленной политики. Чтобы обеспечить приток валюты, должен прирастать экспорт. Той продукции, которая была бы конкурентоспособной на внешних рынках. Здесь без модернизации производств никак не обойтись. Но модернизацию за собственные средства может себе позволить далеко не каждое предприятие, даже среди успешных. И здесь жесткая денежно–кредитная политика оборачивается дороговизной кредитов.
Есть ли тут противоречие? Мнение экономиста такое: некоторым предприятиям для модернизации государству стоит выделять кредиты, стоимость которых гораздо ниже рыночной. А руководителям — меньше уповать на кредиты и активнее презентовать свой инвестиционный потенциал.
Кажется, что мы ушли от темы? Пора усвоить: ситуация на валютном рынке характеризует не столько деятельность Нацбанка, сколько состояние всей экономики. Которая — как живой организм, где все взаимосвязано. И хорошо, когда она развивается гармонично.