Рабочая аристократия. 21.by

Рабочая аристократия

13.09.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На белорусских предприятиях востребованы высокопрофессиональные интегрированные специалисты

Система профессионально-технического и среднего специального образования в Беларуси

Подготовка осуществляется по 105 специальностям (около 250 квалификаций)

Профтехобразование Всего – 200 учреждений образования: 65 профессионально-технических колледжей, 116 профессиональных лицеев, 19 ПТУ. 

Новые специальности ПТУ: укладчик напольных покрытий, слесарь-сборщик бытовой техники, машинист бумагоделательной (картоноделательной) машины (сеточник), накатчик, сушильщик бумагоделательной (картоноделательной) машины, слесарь по обслуживанию и ремонту наружных газопроводов, оператор автоматизированного настилочного комплекса.  

Среднее специальное образование Всего – 228 учреждений, в том числе 68 профессионально-технических колледжей. Подготовка ведется по 157 специальностям. 

Не секрет, что рынок труда Беларуси сегодня ориентирован на рабочие профессии, на которые приходится
78,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий. При этом стоит заметить, что квалификация специалистов, которая требуется на производстве, давно ушла от таких понятий, как рабочий, техник, инженер, подчеркивает ректор Республиканского института профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Аркадий Шкляр. Нашим предприятиям крайне необходимы так называемые интегрированные специалисты, а значит, требуется введение в национальную систему квалификаций механизмов, формирующих условия для непрерывного повышения человеческого потенциала и эффективного его использования.

Ужесточить отбор

Сегодня особый спрос на работников отмечается в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорте и связи, здравоохранении и предоставлении социальных услуг. Тем не менее рабочих рук не хватает. В последнее время неоднократно озвучивалось мнение: чтобы улучшить ситуацию с рабочими кадрами в стране, необходимо ужесточать отбор в 10—11-е классы. Однако, по мнению ученого, для введения такого ограничения пока не настало время.

— Лично я являюсь сторонником проведения экзаменов после девятого класса для тех, кто хотел бы в дальнейшем продолжить обучение в школе, — прокомментировал Аркадий Шкляр в ходе онлайн-конференции на сайте БелТА. — Но чтобы такое новшество внедрить, прежде всего нужно изменить учебные программы. Образование детей по основным предметам должно быть полностью законченным после девятого, а не одиннадцатого класса, как сейчас. Таким образом мы бы сделали грамотное разграничение. С одной стороны, обеспечили бы поступление детей в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, а с другой, — среднее образование получали бы те, кому это нужно.

— Наша задача —  сформировать настоящую рабочую аристократию, а для этого необходимо сделать рабочего более адаптированным к современным технологиям, а значит, более конкурентоспособным, — уверен Аркадий Шкляр.

Взрослые наравне с молодежью

Что касается наблюдающегося на рынке труда дисбаланса спроса и предложения, то у этого явления, считает Аркадий Шкляр, есть несколько причин. Во-первых, в нашей стране происходит резкое сокращение количества молодежи, оканчивающей 9—11-е классы. А во-вторых, отечественные предприятия и организации зачастую не могут конкретно сформулировать потребность в работниках по тем или иным специальностям.

— Не стоит забывать, что система профессионального образования, как бы ни старалась, не может полностью обеспечить потребности в кадрах по конкретным специальностям, — уточняет Аркадий Шкляр. — Так было всегда. Даже в советские времена этот показатель составлял не более 17 процентов, мы же сегодня вышли на уровень 22—23 процента. При такой раскладке вывод очевиден: нужно уповать не только на молодежь, которой не хватает, но и совместно заниматься переподготовкой занятого населения и безработных. И такое решение в Беларуси было принято еще в 1996 году. В настоящий момент в нашей стране занятыми являются примерно 3,8 миллиона человек. Для того чтобы экономический потенциал предприятий развивался, 60—70 процентов этих работников необходимо переобучить либо повысить их квалификацию. Замечу, что система профессионального образования вполне в состоянии справиться с такой задачей. В каждом райцентре есть либо колледж, либо профессионально-техническое учебное заведение с хорошей материально-технической базой, кадровым потенциалом. А значит, данные учреждения могут взять на себя переподготовку какой-то части взрослого населения.

В ближайшие несколько лет в Беларуси будут востребованы специалисты высокотехнологичных направлений, связанных с развитием индустрии информационных технологий, авиакосмической, фармацевтической, микробиологической, электронной промышленности, индустрии биотехнологий, приборостроения, а также наноиндустрии и ядерной  энергетики.

Как свидетельствуют поданные заявления на бюджет, наиболее востребованными специальностями у девятиклассников при поступлении в колледжи стали профессии программиста, юриста, помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи, зубного техника, техника-строителя, художника-модельера (парикмахера), дизайнера, техника-механика по эксплуатации автомобилей, техника-электрика, техника-энергетика.

Большой интерес у абитуриентов также вызывает сфера связи и коммуникаций, автоматизации производственных процессов, деревообработки, туризма и гостеприимства, социокультурная деятельность (иностранные языки, делопроизводство). А вот на экономические специальности спрос, наоборот, значительно упал.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Система профессионально-технического и среднего специального образования в Беларуси
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика