Власти Беларуси пытаются как-то реформировать медиасферу. Подходы такие же, как и ко всей условной реформе системы государственного управления: сокращение кадров, попытки экономии денег и улучшения качества работы. Какую роль, по мнению властей, призваны играть СМИ в Беларуси? Какие у официальных СМИ основные проблемы и в чем их причины? Как власти собираются реформировать свои медиа и каковы альтернативные пути реформ?
Власти делят прессу на свою и чужую
При авторитаризме СМИ выступают в роли рупора властей, который должен быть услышан каждым гражданином. Соответственно, общественно-политическим конкурентам доступ к СМИ перекрывается, негосударственная пресса вытесняется в маргинальную нишу.
Со второй задачей белорусские власти справляются довольно успешно. Ряд негосударственных общественно-политических газет оттеснен от системы распространения (которая, естественно, является государственной).
Согласно данным мониторинга Белорусской ассоциаций журналистов (БАЖ), «продолжается и экономическая дискриминация независимых СМИ. Государственные предприятия «Белпочта» и «Белсоюзпечать», доминирующие на рынке распространения печатных СМИ по подписке и в розницу, отказываются распространять независимые печатные издания... С подобными проблемами сталкиваются около половины не зависящих от государства общественно-политических СМИ».
При этом, по подсчетам БАЖ, «в стране осталось не более 25 печатных периодических изданий, освещающих социально-политические проблемы и не зависящих от властей».
БАЖ также напоминает, что «в сфере телерадиовещания в Беларуси не осталось ни одного независимого телерадиоканала, функцию независимого вещания исполняют в некоторой мере СМИ, вещающие из-за рубежа, журналисты которых преследуются за работу на иностранные СМИ без аккредитации».
Однако вернемся к основной задаче государственных медиа — доносить до народа позицию властей, формировать «правильное» общественное мнение. Справляются они с этой миссией довольно некачественно, о чем говорит, в частности, падение тиражей, несмотря на административные меры для обеспечения подписки.
Системные изъяны государственных СМИ
Так или иначе, все проблемы государственных СМИ напрямую проистекают из сути недемократичной государственной системы.
Во-первых, это ложь или замалчивание значимых событий. Весьма заметно это было летом 2011 года, когда страну охватила валютная паника, и только государственные СМИ закрывали глаза на проблему. Также они хранили молчание по поводу свиного гриппа, «плюшевого десанта», африканской чумы свиней, пока не получали команду сверху. После ряда подобных ситуаций многие разуверились в государственных СМИ.
Во-вторых, это низкое качество подачи материала. Журналисты государственных медиа вынуждены работать в строгих рамках дозволенного, декларировать только «правильную» позицию. В таких условиях обычно не задерживаются работать талантливые люди, которым интересны авторская журналистика и журналистские расследования, важна возможность писать объективно.
Наконец, в-третьих, государственные СМИ разбалованы своим фактически монопольным положением, финансовой и административной поддержкой со стороны властей.
Издержки на государственные издания стараются сократить
Те преобразования, о которых говорят чиновники, сложно назвать оригинальными, равно как и действенными.
В условиях финансового кризиса власти не видят особого смысла в том, чтобы содержать большое число плохо работающих инструментов. Мелкие государственные газеты (особенно региональные, «районки») представляют собой жалкое зрелище даже на фоне крупных государственных. Судя по высказываниям чиновников, такие газеты будут сокращать периодичность выхода, а может, и закрываться.
При этом изменения затронут и самые крупные официальные издания. Еще в сентябре 2012 года министр информации Олег Пролесковский анонсировал создание холдинга, в который собирались включить «Советскую Белоруссию», «Рэспубліку», «Народную газету», «Белорусскую ниву» и «Знамя юности». В русле реализации этого плана 10 января нынешнего года премьер-министр Михаил Мясникович и глава Администрации президента Андрей Кобяков подписали распоряжение «О некоторых вопросах реорганизации отдельных редакций средств массовой информации».
При этом можно заметить, что де-факто процесс вылился в простое присоединение менее влиятельных изданий к печатному органу Администрации президента «Советская Белоруссия».
Учитывая, что концептуально и содержательно эти газеты и так являются клонами, ущерба от такого слияния не предвидится — впрочем, как и какого-либо положительного эффекта.
Реформа СМИ проводится по типичной схеме белорусской холдингизации, когда к успешному предприятию присоединяют ряд отстающих для внедрения там успешных практик работы и повышения общего результата. Однако среди объединяемых властями СМИ особо успешных нет. У всех одни и те же системные проблемы, упомянутые выше, которые по сути своей не зависят от масштаба.
В январе Александр Лукашенко отмечал, что создание печатного общественно-политического холдинга на базе газеты «Советская Белоруссия» в первую очередь направлено на повышение эффективности государственных СМИ, а не на экономию денег: «Главная цель — эффективность, а экономия — это уже потом».
Тем не менее, экономия бюджетных средств властям тоже важна. Тогда же президент выступил за самостоятельный заработок газетами средств, чтобы они могли существовать без бюджетной поддержки. И если даже зарабатывать госпресса не горазда, то, как минимум, реально сэкономить на содержании одного редакционного штата вместо пяти.
Руководству страны не нужна свободная пресса
Да, белорусская медиасфера в реформах нуждается. Но каких? Что за реформы нужно было бы в идеале провести в Беларуси?
Аналитик и медиаэксперт Александр Класковский в своем комментарии отметил, что основным моментом является создание нормального конкурентного медиарынка — что, однако, невозможно без комплексных политических и экономических реформ.
В частности, по мнению Класковского, «должны быть созданы нормальные условия для бизнеса вообще и медиабизнеса в частности», также «нужно создать политический и юридический фундамент для реального обеспечения свободы слова… Весь госаппарат должен быть подконтролен обществу, суды должны стать независимыми».
Конечно, для таких реформ мало переписать закон о СМИ, однако необходимо и это. К слову, как отмечает Класковский, «у БАЖа давно наготове пакет законодательных предложений, но власти их отметают». Нужны и более радикальные реформы, и прежде всего «разгосударствление СМИ, потому что нынешний массив государственной прессы — это аномалия для Европы XXI века», а возможно, и ликвидация Министерства информации.
Лукашенко, однако, с подходами независимых экспертов не согласен: отвечая на вопрос о возможности разгосударствления средств массовой информации, президент отметил, что государственная пресса есть в любой стране и из идеологической сферы государство не уйдет.
Действительно, реализация основных реформаторских идей БАЖ и независимых медиаэкспертов в сегодняшней Беларуси абсолютно невозможна. Ведь эти проекты направлены на появление в стране сильных и независимых СМИ, способных оперативно и качественно информировать граждан страны о происходящем — настоящей четвертой власти. А руководство сегодняшней Беларуси хочет иметь эффективный инструмент пропаганды официальной позиции, и не более того.
В такой ситуации было бы наивным ожидать, что разрешить ситуацию коренным образом смогут отдельные переговорные инициативы — будь то Клуб журналистов Минского международного образовательного центра (там дискутируют представители государственных и независимых СМИ) или даже «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Хотя и такой ограниченный диалог полезен.