В Беларуси уже много лет представители различных социальных групп и общественных инициатив говорят о необходимости создания института уполномоченного (омбудсмена) по правам детей, правам инвалидов, по гендерному равенству. Однако на государственном уровне к этим инициативам не прислушиваются. Возможно, гражданскому обществу следует объединиться и единым фронтом лоббировать создание Национального института омбудсмена по правам человека?
Например, Конвенция по правам инвалидов предусматривает создание в стране института уполномоченного по правам инвалидов. Однако Беларусь к этому документу до сих пор не присоединилась.
Гипотетически возможно и учреждение в Беларуси института уполномоченного по гендерному равенству. Это предусмотрено проектом закона «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», который разрабатывается группой экспертов-юристов. Но это еще более далекая перспектива.
Подвис и вопрос открытия Офиса уполномоченного по правам ребенка. Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) была достигнута договоренность с Мингорисполкомом и Министерством образования о том, что такой офис откроется в Минске и в течение первых двух пилотных лет работы будет финансироваться ЮНИСЕФ.
«Дело застопорилось с осени прошлого года, и окончательное решение не было принято, — сообщила заместитель представителя ЮНИСЕФ в Беларуси Ирина Чуткова. — В этом вопросе мы с тех пор пребываем в подвешенном состоянии. ЮНИСЕФ в Беларуси по-прежнему выступает за то, чтобы офис уполномоченного по правам человека был единым. Однако, исходя из теории малых шагов, мы готовы поддерживать пилотный проект».
Как считает сопредседатель общественного объединения «Женское независимое демократическое движение», член Национального совета по гендерной политике Людмила Петина, вопрос, необходим Беларуси единый уполномоченный по правам человека или это будет несколько омбудсменов со своей специализацией, находится в области дискуссии.
Председатель правления Центра правовой трансформации Елена Тонкачева выступает за создание единого института уполномоченного по правам человека без деления на сферы деятельности.
«Необходим Национальный институт по защите прав человека. В авторитарных и поставторитарных формациях маленькие группы не способны влиять хотя бы на формирование отношения общества к институту уполномоченного по правам человека. В существующих общественно-политических условиях в Беларуси его работа будет крайне ограничена, однако мы готовы поддерживать деятельность, направленную на создание такого института», — отметила Елена Тонкачева.
При этом она подчеркнула, что и «в процессе обсуждения, каким должен быть этот институт, а далее в организации его деятельности должна участвовать заинтересованная общественность и гражданское общество».
Напомним, что недавно общественности в общих чертах был представлен еще один вариант концепции института уполномоченного по правам человека. Ее автор — бывший генпрокурор, бывший председатель Конституционного суда Григорий Василевич. Выступая 1 ноября на факультете международных отношений БГУ, он сказал, что институт омбудсмена был бы полезен и власти, и гражданам. По мнению Григория Василевича, уполномоченный был бы связующим звеном между органами государственной власти для решения вопросов практического характера.
«Концепция Василевича неплохая, и ее следует обсуждать», — считает Елена Тонкачева.
Она напомнила, что речь о создании в Беларуси института уполномоченного по правам человек ведется с момента принятия концепции судебно-правовой реформы в начале 90-х.
«За 20 лет уполномоченный так и не появился. Было разработано и похоронено в кабинетах чиновников два законопроекта, которые касались введения этого института. В настоящее время юридическим основанием для его введения является концепция судебно-правовой реформы, которую никто не отменял, хотя она реализуется в стране с существенными отклонениями http://naviny.by/rubrics/society/2013/11/04/ic_articles_116_183548/ от того, что предусмотрено изначально. Кроме того, Беларусь за последние годы получила рекомендации от ряда международных организаций о необходимости разработки национального института по защите прав человека», — отметила Елена Тонкачева.
По ее мнению, подход, при котором деятельность института уполномоченного сориентирована на защиту прав отдельных сообществ, имеет право на существование. В мире «институт уполномоченного имеет различные концепции и модели, начиная от централизованного института до уполномоченных по отдельным сегментам прав и свобод по отдельным целевым группам».
Однако если дискуссия на тему института омбудсмена будет фокусироваться лишь на концепции, то сама проблема может заболтаться и не вызвать интереса у широкой общественности.