Большинство мест в Гродно, связанных с историей восстания, никак не обозначены, а поэтому неизвестны горожанам. Например, дом Обрембских - здание слева от домика Элизы Ожешко, или гостиница Ромеров - сегодня это здание на Советской, где находится кафе "Семафор". Не секрет для многих, что и в то время гродненская тюрьма использовалась по своему прямому назначению, но уже о том, что повстанцы содержались и в сегодняшнем "Приорбанке", и в Старом замке, и в Станиславове, и в несуществующем уже доминиканском костеле, знает гораздо меньше людей. Нет в городе и памятника Константину Калиновскому, хотя появиться он должен был еще в начале 90-х.
Многие памятные места вне больших городов если и сохранились, то часто лишь в виде руин. Так, если шляхетское поместье в Миневичах еще 15 лет назад находилось в полуразрушенном состоянии, то сегодня там уже почти ничего не осталось. Интересно, что хотя Миневичи - это одно из самых известных мест Гродненщины, связанных с восстанием, нет ни одного свидетельства о том, что там прошла какая-нибудь битва. По мнению Андрея Вашкевича, это показывает силу художественного слова: Элиза Ожешко когда-то написала в своей повести "Над Неманом" о сорока погибших повстанцах, и сегодня на этом месте обустроена их гипотетическая могила.
До сих пор нет ничего на месте дома семьи Калиновских в Якушовке. В 1980-х там проводились археологические раскопки, после чего был разработан проект реконструкции дома. Но дальше фундаментов дело не сдвинулось. И хотя сегодня Свислочский район участвует в разных трансграничных проектах, историческое наследие, которое могло бы объединять обе стороны границы, в них не включено.
За некоторые места памяти, включенные в маршрут, общественным активистам приходилось сражаться не один год. Например, камень на символической могиле расстрелянного за поддержку восстания ксендза Адама Фальковского в Лиде официально появился лишь в 2010 году, хотя лидчане пытались увековечить память о нем с 1996 года.
Вячеслав Швед, бывший заведующий кафедрой белорусской культуры и регионального туризма Гродненского университета, вспоминает, что в свое время намечался проект официального туристического маршрута по местам восстания, но из этого ничего не вышло. Маршрут, представленный в брошюре, он считает слишком сложным для трехдневного путешествия. "Но из него можно выбрать фрагменты и самостоятельно создать отдельные маршруты", - считает он.
По мнению гродненского экскурсовода Виктора Киреева, в коммерческом туризме годовщина восстания 1863 года почти никак не прозвучала. "Специфических экскурсий и путешествий не было, поскольку нет еще публики с такими запросами. Места памяти восстания посещают, прежде всего, туристы из Польши", - делится опытом Киреев. У белорусов потребность в этой тематике нужно еще развивать.
Между тем, 2013 год принес много нового по теме восстания в сфере краеведения. Так, целых три номера гродненского исторического альманаха "Горад святога Губерта" были посвящены восстанию, появился путеводитель по Гродно, было издано немало других публикаций. В Беларуси прошли три тематические выставки - лучшая из них прошла в Гродно при поддержке музея "Аушрос" из Литвы.
Не удивительно, что именно гродненские историки интересуются темой восстания - в Гродно находится один из двух самых больших и важных архивов, по которым можно исследовать восстание на территории Беларуси. По мнению Андрея Вашкевича, там есть еще немало интересных материалов, которых никто до сих пор не публиковал.
Гродненские историки разработали туристический маршрут по памятным местам восстания Калиновского. Трасса длиной более 1000 км закольцована и может начинаться и...