Итогов психолого-психиатрической экспертизы виновника двойной трагедии на столичной улице Гая ждут не только пострадавшие и их близкие. Случившееся вызывает много вопросов. Если мужчина был нездоров, могли ли родственники предупредить беду, вовремя обратившись к психиатру? И как распознать психическое заболевание до того, как оно станет источником не одной загубленной жизни? Об этом и не только мы поговорили с практикующим врачом-психиатром.
Распространенность психических расстройств среди населения в Беларуси предположительно, как и в других странах мира, составляет 12-15%. То есть каждый 8-й белорус в данный момент имеет то или иное психическое расстройство, которое нуждается в лечении. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Перечня диагнозов, с которыми человек автоматически становится опасным для окружающих, не существует, заверила нас заведующая амбулаторным отделением Минского городского психоневрологического диспансера Елена Иванченко. По ее словам, все зависит от личности конкретного пациента. Если он и до заболевания был склонен к агрессии, с появлением психических проблем эти черты могут усугубиться.
– К примеру, с шизофренией у нас есть отдельная группа людей, у которых наблюдаются агрессивные тенденции. А другие, с тем же диагнозом, ведут себя абсолютно спокойно и агрессию не проявляют.
Помимо шизофрении и близких к ней расстройств в отдельных случаях таят в себе опасность расстройства настроения – так называемые биполярные аффективные расстройства, когда состояние эйфории может перемежаться с депрессией. Заботят психиатров также хронические депрессии, когда человек можно причинит вред скорее не другим, а самому себе. Кроме того, врачам в последнее время все чаще приходится иметь дело со старческим слабоумием (деменцией), которое также может сопровождаться психозами.
В отдельную группу агрессивных пациентов определяют только по факту проявления насилия. Спрогнозировать такое поведение, рассказывает Елена Иванченко, крайне сложно. Врачи могут лишь предполагать, что если раньше человек употреблял наркотики, злоупотреблял алкоголем, проявлял насилие в семье, он может стать опасным.
– На самом деле, среди больных психическими расстройствами проявляют агрессию совсем небольшой процент. В тюрьмах ведь кто сидит – люди без психических расстройств, ведь в обратном случае их признают невменяемыми. Просто обычно преступления, которые совершаются психически больными, широко освещаются в СМИ, и поэтому кажется, что они все потенциально опасны.
Следует различать понятия "психотерапия" и "психиатрия", "психотерапевт" и "психиатр". Психотерапевт имеет дело с так называемыми пограничными состояниями – между здоровьем и болезнью. Это тревожные расстройства, депрессии, панические атаки и т. д. Психиатр работает с "более серьёзными душевными состояниями" – шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом и подобными расстройствами. Фото: Вадим Замировский
Серьезные психические расстройства настигают человека не сразу. В большинстве случаев их можно выявить на раннем этапе и с помощью небольших доз препаратов успешно купировать. И для этого необязательно ложиться в больницу – зачастую бывает достаточно амбулаторного лечения.
Первые симптомы психических заболеваний
Описанные ниже симптомы должны серьезно насторожить родственников и знакомых близкого человека. При первых изменениях в поведении человек еще может осознавать болезнь, и его гораздо легче убедить обратиться за помощью.
Инфографика: Антон Девятов
К сожалению, в Беларуси, констатирует специалист, многие люди до сих пор стыдятся идти к психиатру, боятся так называемой "постановки на учет" (в медицине – "диспансерного наблюдения"), скрывают болезнь и попадают к врачу слишком поздно, уже с ярко выраженными симптомами.
– Когда речь идет об острых психозах, состояние может поменяться буквально за несколько недель или даже несколько часов. А есть такие состояния, которые развиваются полгода-год и потом родственники, к сожалению, часто уже постфактум начинают анализировать его поведение.
Что делать, если родственник отказывается обращаться к врачу?
По закону психиатрическая помощь в Беларуси оказывается добровольно. Принудительная госпитализация возможна только по решению суда. Принудительное освидетельствование может быть назначено только в тех случаях, когда человек представляет опасность для себя, для окружающих, либо не может обходиться без посторонней помощи.
В 2013 году в специализированные учреждения республики обратились около 344 тысяч человек. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Больному, который находится в состоянии острого психоза, родственники могут вызвать психиатрическую бригаду скорой помощи, которая поможет с госпитализацией. Но для этого должны быть веские основания. В остальных случаях людям, которые подозревают болезнь у близкого, остается единственный выход – уговорить человека начать лечение.
Куда обратиться за помощью?
Без постановки на учет
Почти во всех городских поликлиниках есть кабинеты врачей-психотерапевтов, куда можно обратиться за помощью, в том числе анонимно. По адресу Менделеева, 4 работает Городской центр пограничных состояний и психотерапии (245-61-74), где можно лечиться амбулаторно, а также посещать дневной стационар. Если человека беспокоит тревога, депрессия, бессонница, сниженное настроение, скорее всего, будет достаточно работы психотерапевта. Пациента с такими проблемами не поставят на учет.
Если за человеком наблюдаются симптомы более серьезных заболеваний (разговор с самим собой, бредовые идеи), ему нужна консультация психиатра. Можно обратиться напрямую в Городской клинический психиатрический диспансер на Бехтерова, 5 (295-45-98) или посоветоваться со своим психотерапевтом в поликлинике. Чтобы попасть на прием в диспансер, не нужно заказывать заранее талон или предварительно брать направление. Человек может получить помощь в день обращения. В психиатрическом диспансере на пациента заводят карточку, но это не значит, что его обязательно поставят на учет. Для этого нужны серьезные основания.
С постановкой на учет
Так называемый учет, или диспансерное наблюдение назначается только по результатам заседания специальной комиссии и только в тех случаях, когда человек страдает серьезным заболеванием психотического спектра (шизофрения, биполярное расстройство и т.д.), его болезнь хроническая, то есть часто болезненно обостряется. В диспансере на Бехтерева можно лечиться и стационарно, и амбулаторно, можно посещать дневной стационар. Если пациент во время лечения нетрудоспособен, он получает больничный лист. При этом на нем не будет указано, в каком учреждении наблюдался больной.
Из диспансера пациента могут направить в РНПЦ психического здоровья в Новинках в том случае, когда человек нуждается в госпитализации. На платной основе в центре можно получить также амбулаторную помощь психотерапевта и психиатра.
И даже постановка на учет – это отнюдь не конец света, настаивает специалист. Диспансерное наблюдение предполагает некоторые ограничения, но они актуальны не для всех. Помимо лишения возможности управлять авто, пациенты не могут пользоваться оружием, не допускаются к работе с государственными секретами, а также не могут трудиться в опасных и вредных условиях. Последний пункт, по словам Елены Иванченко, спорный. Врачи-психиатры сами заинтересованы в трудоустройстве пациента (ведь происходит так называемая социальная-трудовая адаптация), поэтому по возможности стараются допускать пациентов к любой работе.
Постановка на учет не означает пожизненное наблюдение. По мере улучшения состояния через несколько лет пациента могут снять с наблюдения. Каждый год около 8 процентов пациентов в городском диспансере снимают с учета. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
– Безусловно, у человека, который один раз уже переболел психическим расстройством, шансы заболеть снова гораздо выше. Но предсказать это невозможно. Если человек обращается и лечится, риск рецидива уменьшается. А если человек в остром состоянии попал через скорую помощь в больницу, выписался и отказался от дальнейшего амбулаторного лечения, риск повторного эпизода составляет около 60-70 процентов.
Разглашать информацию о том, что человек состоит на учете, медикам строжайше запрещено. Поэтому коллеги, знакомые и друзья больного зачастую даже не догадываются, что у человека есть проблемы с психическим здоровьем.
– Только у 10-15 процентов людей шизофрения имеет формы, которые не поддаются лечению. Эти люди помещаются в дома-интернаты и нуждаются в постоянном медицинском уходе. В остальных случаях психические заболевания в той или иной степени лечатся. Некоторые пациенты сохраняют семьи, учатся, работают, периодически у них возникают обострения, которые успешно купируются с помощью лекарств. Пациенты с расстройствами настроения, при правильном лечении, могут достигать больших профессиональных высот. Среди них много ученых, которые "на подъеме" пишут сложные диссертации, артистов, известных людей.
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Если близкий родственник болен...
В народе бытует мнение, что близкие родственники психически больных обязательно унаследуют их болезнь. Елена Иванченко считает это заблуждением.
– Речь идет о предрасположенности к болезни, которая может под влиянием каких-то жизненных факторов (неблагоприятная обстановка в семье, злоупотребление наркотиками, алкоголем) проявиться или не проявиться. При шизофрении, например, родные брат или сестра имеют риск заболеть всего 10 процентов. Если оба родителя больны шизофренией, то вероятность развития болезни у ребенка равна всего 40 процентам. Рекомендации для таких людей будут общими: вести нормальный здоровый образ жизни, избегать по возможности стрессовых ситуаций и позитивно относиться к окружающим.
Итогов психолого-психиатрической экспертизы виновника двойной трагедии на столичной улице Гая ждут не только пострадавшие и их близкие. Если мужчина был...