Рынок труда для отличников. "Многие годами не выходили из-за кафедры в мир спроса и предложения". 21.by

Рынок труда для отличников. "Многие годами не выходили из-за кафедры в мир спроса и предложения"

29.11.2016 09:12 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Среди специальностей с высокими проходными баллами при поступлении в вуз: экономисты, юристы, журналисты, переводчики. Они же и меньше всего востребованы на рынке труда, пишет «Завтра твоей страны».


— В последние годы самые высокие конкурсы и проходные баллы были у поступивших на факультет международных отношений Белгосуниверситета, но я не видел ни одной публично оглашенной вакансии на должность дипломата, — говорит доцент Департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), эксперт Общественного Болонского комитета Андрей Лаврухин.

Эксперт отмечает, что абитуриенты и их родителей рассматривают данную специальность в связке с расширением возможностей для конвертации полученного в ходе обучения социального капитала в конкурентные преимущества на рынке труда.

— Статус выпускника факультета международных отношений выше, даже если он безработный, — подтверждает Андрей Лаврухин. — Но если он остается безработным на протяжении многих месяцев или даже лет, встает вопрос о подтвержденности статуса специальности востребованностью на рынке труда.

Чему не учат в вузе?

Более половины опрошенных автором через социальные сети студентов утверждают, что хотели учиться именно в своем вузе. Но после проведенного на лекциях и семинарах времени многие находят, что учебная программа не соответствует их ожиданиям.

— Когда в университетском учебнике находишь раздел «В.И.Ленин как редактор», это наводит на мысли о том, что обучение устарело безвозвратно и безнадежно, — отмечает студент Института журналистики БГУ Александр.

Выход есть: практика и самообразование.

— Начинать работать по специальности вполне нормально уже с третьего курса, если не раньше. Это распространенная практика во всем мире, чтобы к выпуску получить не только теоретическую базу, но и практические навыки, — считает главный редактор SocNews.by, преподаватель БГУ и Санкт-Петербургской школы телевидения Василий Ядченко.

Его практический опыт начался в 17 лет с работы в прямом эфире на радио и ведения полосы в газете.

— Если вы учитесь на той специальности, которая интересна, то вполне резонно не ограничиваться университетской программой и практикой раз в год, — советует Василий Ядченко.

Как подчеркивают независимые эксперты, белорусская система образования из-за своей централизованности не является гибкой.

— Ключевые решения принимаются в профильном министерстве. Университеты, равно как у учреждения профессионального образования, существуют в рамках спущенных сверху планов и зачастую никак не могут повлиять ни на количество абитуриентов, ни на содержание и актуальность учебных программ, — отмечает эксперт «Либерального клуба» Вадим Можейко.

Он говорит о нарушении связи между системой образования и рынком труда: нет системной коммуникации между учреждениями образования и бизнесом, потребности экономики преподавателям зачастую неясны.

— В том числе потому, что многие из них десятилетиями не выходили из-за кафедры в реальный мир спроса и предложения, — подчеркивает эксперт.

Только практик может оперативно реагировать на изменения тенденций в своей сфере, убежден Василий Ядченко.

— Когда специалист находит время для преподавания — это отлично и для него, и для студентов, — говорит эксперт. — Преподаватели-почасовики получают совсем смешную оплату, но специалист, который соглашается на преподавание, сам себе может вырастить будущих сотрудников. Отобрать тех, кто ему наиболее подходит, тем самым решив насущный кадровый вопрос.

Рынок труда или трудный рынок?

В целом ситуация с рынком профессий следующая: чем выше проходные баллы на определенную специальность, тем чаще абитуриенты стараются на нее попасть, ориентируясь на престиж будущей профессии.

Как утверждают специалисты рынка труда Беларуси, еще в 2014 году самыми востребованными профессиями были: администратор, консультант, торговый представитель, IT-специалист, бухгалтер, технолог, инженер.

А самыми востребованными специальностями в столичных вузах стали: «Бизнес-администрирование», «Мировая экономика», «Информатика и технологии программирования», «Стоматология» и «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций».

— Как минимум три специальности («Мировая экономика», «Стоматология» и «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций») слабо коррелировали со спросом на профессии на рынке труда 2014 года. На эти специальности будут поступать те, кто не добрал баллы на централизованном тестировании и не хочет связывать жизнь с подобной профессией, — отмечает Андрей Лаврухин.

Какие реформы нужны вузам Беларуси?

Эксперты называют три пути «лечения» высшего образования.

Во-первых, проведение мониторинга и прогнозирования рынка труда и образования

— Сами вузы на это не пойдут, а, напротив, будут оказывать всяческое сопротивление инновациям в этой сфере (возможно, за исключением программ по тем специальностям, где трудоустройство выпускников образцово-показательное). Это вопрос политической воли органов госуправления — если она появится, вузы ей последуют. И если власть не готова рисковать, взяв на вооружение модели высокоразвитых стран, пусть хотя бы апробирует российскую модель, — отмечает Андрей Лаврухин.

В Российской Федерации с 2015 года работает портал мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Все желающие могут получить информацию о том, сколько выпускников 2013 и 2014 годов смогли найти работу в течение года, в каких регионах они трудоустроены, а также узнать средний размер их заработной платы. Данные о выпускниках получены благодаря содействию самих вузов, Рособрнадзора и Пенсионного фонда РФ. Работа специализированного портала повышает степень открытости системы высшего образования, а также может помочь абитуриентам и их родителям оценить примерные перспективы, открывающиеся по окончании обучения в том или ином высшем учебном заведении.

Во-вторых, необходимо наладить связь «работодатель-выпускник-вузы».

— Это очень важный инструмент расширения возможностей трудоустройства выпускников высшей школы. Работодатели и бизнесмены знают о профессиональных компетенциях выпускников, востребованных на рынке труда гораздо лучше, чем вузы, которые могли бы использовать это знание при проектировании программ на получение степени. Именно поэтому в странах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) работодатели участвуют в аккредитации и оценке программ высшего образования, — рассказывает Андрей Лаврухин.

В-третьих, эксперты предлагают разработать и внедрить Национальную рамку квалификаций.

— Многих профессий, описанных в сегодняшнем классификаторе, на основе которого и формулируются названия специальностей в вузах, уже не существуют на рынке труда. И наоборот, то, что есть на рынке труда или может на нем появиться в ближайшие 5 лет, не зафиксировано, — отмечает Андрей Лаврухин.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика