Страсти на южноафриканских полях накаляются. Катализатором их всплеска в немалой степени является работа судейского корпуса. Что неудивительно: когда стократ вырастают турнирные ставки, на арбитров давят психоэмоциональные нагрузки ничуть не меньшие, нежели на футболистов. Сколь квалифицированно справлялись служители Фемиды с обязанностями в поединках конца минувшей недели — об этом в обзорном комментарии рефери ФИФА Алексея КУЛЬБАКОВА.
— Если на старте групповой стадии участники демонстрировали по большей части острожный, закрытый футбол, то начало второго тура обозначило разительные перемены в настроениях и устремлениях команд. Выросла цена очков — выросло и напряжение. А значит, судьям стало намного сложнее обслуживать матчи. Посмотрите, и тренеры, и отдельные игроки все чаще обращают внимание на судейство. Потому как практически в каждой встрече возникают спорные ситуации.
— К таковым поклонники, скажем, сборной Германии наверняка относят во многом судьбоносное выдворение с поля Мирослава Клозе в драматичной битве немцев с сербами. — Назначение на этот тяжелый поединок получил испанец Ундиано Мальенко, дебютировавший на турнире. В преддверии такого рода матчей — важных, гарантированно нервозных — любой арбитр старается предугадать, в каком ключе будут развиваться события. И пытается в соответствии с этим выстроить стратегию судейства. Пиренеец наверняка предполагал, что соперники покажут силовой, атлетичный футбол. И избрал желтую карточку в качестве основного элемента управления игрой. Клозе, видимо, не осознал этого. Немецкий форвард был удален по делу — совершил два справедливо потянувших на “горчичники” необязательных нарушения и вполне наработал на красную карточку. В актив рефери занесу и назначение пенальти в ворота сербов: Видич очевидно выбрасывал руку навстречу мячу. Добрых слов достоин и итальянец Розетти, судивший поединок Гана — Австралия. В центральном эпизоде с наказанием австралийцев одиннадцатиметровым и последующим удалением Кьюэлла за игру рукой при обороне угла “рамки” арбитр разобрался отменно — со стороны провинившегося было явное лишение недопустимым приемом возможности забить гол. Также хочу отметить безупречную работу Равшана Ирматова во встрече англичан и алжирцев. Для молодого узбека это уже второе испытание на чемпионате, с которым он справился без сучка без задоринки. Признаться, симпатизирую азиату больше других судей. И убежден: его талант не останется незамеченным, и мы непременно увидим Ирматова в стыковых сражениях.
— Самое время от похвалы перейти к критике. Тем более что поводов для нее хватает... — Действительно, в некоторых играх не обошлось без невразумительных решений. Так, уйму вопросов вызвала отмена гола американцев в ворота словенцев при счете 2:2. Ведь в момент потенциально результативной передачи лайнсмен не сигналил об офсайде. Можно предположить, что малиец Кулибали усмотрел со стороны кого-то из футболистов сборной США фол в атаке. Однако при телеповторе из многочисленных ракурсов никакого криминала со стороны атаковавшей команды увидеть не удалось. А вот взятие итальянских ворот, напротив, засчитывать не следовало. После фланговой подачи в район штрафной апеннинцев кто-то из новозеландцев едва заметно продлил головой комбинацию, и Смелтц открывал счет из положения “вне игры”. Эпизод с едва уловимым касанием, конечно, непростой. Но ассистент рефери должен был быть начеку. Что касается решившего исход пенальти, то здесь я на стороне гватемальского арбитра Батреса. На повторе мы видели: в зоне, куда шла передача, защитник держал за майку Де Росси. Эта задержка помешала хавбеку Росси откликнуться на пас. Ну и, конечно, упал итальянец вовремя. Формально судья прав.
— Не слишком ли нынче в ходу подобный формализм? Ведь едва ли не каждый розыгрыш “стандарта” заканчивается зацепами и падениями в штрафной. Это ж сколько “точек” формально можно ставить... — Знаете, это одна из существенных проблем современного судейства и футбола вообще. Выход? Пытаться упредить такие ситуации. Если толчки и задержки происходят в начальной фазе розыгрыша стандартного положения — арбитры предупреждают защитников: будьте осторожны. В противном случае — не обессудьте. Прислушиваются не все...
— Что скажете об ожидавшейся с повышенным интересом сшибке Бразилия — Кот-д"Ивуар? — Она смотрелась. Но, увы, претензии к рефери из Франции Ланнуа есть. В частности, за второй гол Луиса Фабиано, дважды подработавшего мяч рукой, причем во второй раз — акцентированно, с движением конечности. Любопытно было наблюдать выхваченное камерами лицо судьи. Он явно спрашивал у Фабиано, действовал ли тот не по правилам. На что получил от бразильца ожидаемый ответ: дескать, ну что вы, как можно... Удаление Каки? Показалось, бразилец не остыл после первого предупреждения. К тому же в концовке матча атмосфера на поле заметно накалилась. Особенно после грубого фола против Элано. Массовые конфронтации, спровоцированные грубостью африканцев, поединок не украсили. Но звезды, лидеры команд должны быть готовы к неджентльменскому обращению. Каке терпения не хватило. Он взорвался, и в стычке в центре поля арбитр был обязан реагировать на потасовку. В качестве главного зачинщика француз выбрал южноамериканца. Жаль, что футболист такого класса пострадал из-за несдержанности. Но таковы правила.
Страсти на южноафриканских полях накаляются. Катализатором их всплеска в немалой степени является работа судейского корпуса. Что неудивительно: когда стократ...