Без иллюзий. 21.by

Без иллюзий

01.03.2010 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Установление контроля над национальными ГТС — приоритетная задача для РФ.Укрепление в Беларуси позиций российского монополиста - компании "Газпром" - может стать тревожным сигналом для Польши.На это обратил внимание директор энергетических программ Центра NOMOS Михаил Гончар (Украина) в ходе конференции Белорусского института стратегических исследований (Литва) "Путь Беларуси в Европе", которая прошла в Минске в начале февраля.

В ходе дискуссии на секции, посвященной энергетической проблематике, обсуждался в том числе и вопрос о том, что будет означать для перспектив европейского транзита покупка российской монополией 50% акций "Белтрансгаза". Владельцем такого пакета "Газпром" стал после того, как 24 февраля перечислил очередной транш в размере 625 млн. USD за 12,5% акций белорусского предприятия.

Генеральный директор "Белвнешэнерго" Владимир Кузьмич высказал мнение, что паритет в СП "Белтрансгаз" позволит российской монополии обеспечить более надежный транзит газа в Европу через Беларусь.

С этим отчасти был солидарен бывший заместитель министра энергетики РФ, президент Института энергетической политики Владимир Милов. По его словам, в связи с установлением контроля "Газпрома" над белорусской газотранспортной системой (ГТС) немного снизится возможность Беларуси "использовать транзит 17 млрд. кубометров газа для шантажа России".

Хотя, добавил он далее, "это и объемы не такие уж большие, и рычаг влияния не такой уж весомый". (Заметим, российский эксперт немного предвосхищает события: пока "Газпром" не получил контроля над белорусской ГТС.)

"Так много денег ушло на груду железа, которая, честно говоря, в общем-то и не нужна. Покупка 50-процентной доли "Белтрансгаза" - выброшенные деньги", - не смог скрыть разочарования российский эксперт.

У М. Гончара другое мнение. По его словам, увеличение доли российской монополии в белорусской ГТС "не понизит и не повысит надежности поставок". "Не надо питать иллюзий, что с установлением контроля над белорусской газотранспортной системой наступит тишь да благодать", - подчеркнул он.

Украинский эксперт считает, что "никакой проблемы надежности поставок газа через Беларусь или через Украину реально не существует". "Существует вопрос установления контроля или, как говорят в "Газпроме", - восстановления единства газотранспортной системы бывшего Советского Союза", - подчеркнул он.

Очевидно, что стремление получить контроль над национальной ГТС и доступ на рынок энергоресурсов является приоритетом для российской монополии, так как именно такая схема позволяет достичь максимума прибыли.

По словам М. Гончара, такова логика экспансии: инкорпорировав газотранспортную систему Беларуси, "Газпром" пойдет дальше. Если подобное произойдет и с украинской ГТС, то это будет означать, что проблемы появятся у Словакии, Австрии, Венгрии и Чехии.

Поэтому, как подчеркивалось, политический и экономический курс Беларуси не должен ориентироваться на один рынок - нужно диверсифицировать поставки энергоресурсов и стремиться к кооперации с европейскими партнерами.

В свою очередь В. Милов убежден, что в ближайшей перспективе Беларуси не удастся ликвидировать зависимость от российских энергоресурсов и это помешает ей интегрироваться в Европу. Даже при том, что отношения между Москвой и Минском по-прежнему останутся "исключительно конфликтными".

С одной стороны, как сказал эксперт, "Россия вроде бы хочет втащить Беларусь в свою орбиту", иметь в ее лице стратегического партнера на постсоветском пространстве. Не случайно она поддерживает разные интеграционные проекты: то Союзное государство, то Единое экономическое пространство, то Таможенный союз.

И вроде бы логично: за желание удержать Беларусь в сфере своего влияния Россия должна платить. "Но реальность состоит в том, что решения в этой стране принимаются вовсе не из глобальных стратегических соображений, а под влиянием различных групп интересов, кланов влияния. А у них совсем иной взгляд на то, каким образом должны приниматься совершенно конкретные решения в рамках конкретных экономических ситуаций", - отметил В. Милов.

По его словам, российские кланы влияния не то что "не готовы субсидировать Беларусь, - наоборот, хотели бы что-то от нее получить".

Эксперт подчеркнул, что в условиях сегодняшних проблем с наполнением бюджета руководство РФ будет "жестко отстаивать любую возможность получить дополнительные деньги". Это уже проиллюстрировала ситуация с пошлинами на нефть, поставляемую в Беларусь.

В. Милов считает, что конфликты будет провоцировать не только нефтяной фактор, но и желание России добиться повышения цен на газ для Беларуси, а также стремление российских групп влияния получить контроль над интересующими их белорусскими активами.

По его мнению, ситуация в энергетической сфере уже через 2 года изменится кардинально. Это связано с тем, что к тому времени Россия построит Балтийскую трубопроводную систему-2 - нефтепровод, альтернативный белорусской "Дружбе". Строительство нефтепровода началось в июне 2009 года и идет с опережением графика, в результате чего БТС-2 мощностью 50 млн. т может быть сдана уже в конце 2011 года.

"Есть абсолютно точная стратегическая установка: закрывать нефтепровод "Дружба", перебрасывать объемы, которые сегодня транспортируются по нему, на новые направления - прежде всего БТС-2. Так будут разгружаться те объемы нефти, которые поставляются сейчас в украинские порты, польский Гданьск. Но и Беларусь это затронет непосредственно", - заявил В. Милов.

В перспективе, по его словам, Беларусь может ожидать то, что произошло с Литвой, которая после продажи своего НПЗ польской компании осталась без российской нефти.

Новая ситуация создаст для России дополнительный рычаг влияния на Беларусь. "Нефтяной фактор будет использован для предложения Беларуси той или иной сделки, выгодной в большей степени России. А если Беларусь не согласится, то поставки нефти могут быть прекращены - либо полностью, либо частично", - подчеркнул В. Милов.

Он также отметил, что белорусские власти не должны питать иллюзий в отношении газопровода Ямал - Европа-2. "Ясно, что Ямал - Европа-2 строить не будут", - сказал В. Милов.

По его словам, об этом говорилось несколько лет назад, однако сейчас ситуация усугубляется тем, что в мире критически упал спрос на природный газ. В прошлом году "Газпром" также резко снизил добычу - на 16%, до 461 млрд. куб. м.

Причем падение спроса обусловлено не только кризисом, но и ростом добычи сланцевого газа в Америке. Аналогичные проекты по добыче сланцевого газа будут реализованы и в Европе. "Это должно вести к глобальной переоценке спроса на российский экспортный газ: добыча будет падать, и нам не нужно столько новых трубопроводов", - отметил В. Милов.

Между тем, как известно, Россия уже реализует проект по строительству газопровода "Северный поток", собирается строить "Южный поток", кроме того, есть дополнительный потенциал для загрузки у "Голубого потока".

"Если будет реализован "Северный поток" и сохранится стабильной ситуация с украинской газотранспортной системой, я уверен, что в долгосрочной перспективе новые трубопроводы России не понадобятся. Так что про Ямал - Европу-2 можно забыть", - заметил эксперт.

Впрочем, добавил он далее, как и про энергетическую независимость Беларуси в обозримой перспективе на 20-30 лет. Ведь вся белорусская энергетика строилась в расчете на поставки российского газа, "и перестройка этого хозяйства выглядит весьма сложной, длительной, трудоемкой и капиталоемкой задачей".

"В этом случае строительство угольной электростанции и Островецкой АЭС ничего не решит. Это значит, что Беларусь повторит судьбу таких стран, как Венгрия, Словакия или Болгария, которые очень сильно зависят от поставок российского газа", - сказал В. Милов. Газ во внутреннем энергобалансе этих стран составляет треть, а в Беларуси, как известно, даже больше, добавил он.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Укрепление в Беларуси позиций российского монополиста - компании "Газпром" - может стать тревожным сигналом для Польши.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика