В предвыборный период аналитики начинают прогнозировать электоральные предпочтения и модели политического поведения различных социальных групп. Пристальное внимание всегда приковано к молодежи. Как показывает опыт ряда стран, в том числе наш и наших соседей, многие сценарии современной политической борьбы построены на активном вовлечении в нее молодых граждан. Сыграет ли этот фактор важную роль в нынешней избирательной кампании в Беларуси? И насколько авторы таких сценариев считаются с реальными интересами самих молодых граждан?
В почти 8-миллионной армии белорусских избирателей на молодежь (до 31 года) приходится четвертая часть (1,94 млн). Доля весомая, но не решающая. Так что даже если кто-то из кандидатов пожелал бы в рамках своей кампании отмобилизовать «детей» против «отцов», его ожидало бы электоральное поражение. Тем более, многолетняя практика наблюдений за выборами в Беларуси показывает, что старшее поколение участвует в голосовании гораздо активнее, нежели молодежь.
Разница в оценках и предпочтениях отцов и детей иногда имеет место быть, и это естественно. Не могут абсолютно одинаково оценивать имеющийся уровень личных свобод и экономического благополучия в Беларуси люди, чей жизненный опыт маркирован понятиями «война», «землянка», «трудодень»,
«ГУЛАГ», «дефицит», «перестройка», и те, чей горизонт очерчен траекторией «Интернет», «айфон» и «твиттер».
Но следует отметить, что белорусское законодательство поставило достаточно высокую возрастную планку для отнесения граждан к категории молодых — 31 год (по стандартам ООН, например, это 25 лет). Поэтому, когда мы говорим о белорусской молодежи в целом, у нас оказываются смешанными довольно разнородные в психологическом и социальном плане пласты. Те, кому сейчас около тридцати, еще успели побыть советскими пионерами, а во взрослую жизнь вступали в середине-конце 90-х. Это поколение на стыке эпох. Двадцатилетние — это уже дети суверенной Беларуси, формирование мировоззрения которых происходило в 2000-е.
А мировоззренческие установки у тех, кто уже устроен в жизни, создал семью, работает, построил или строит собственное жилье, и тех, кто еще не встал из-за парты, естественно, отличаются. Чем человек моложе, тем сильнее он подвержен действию закономерности, которую французские философы обозначили как «революцию притязаний» — когда уровень личных потребностей и запросов молодого человека значительно опережает его реальные возможности. В такой ситуации есть две модели поведения: сосредоточиться на повышении своих возможностей (через профессиональное и личное развитие) или требовать от окружающих (родителей, общества, государства) удовлетворения своих потребностей.
Пласт социально не адаптировавшейся молодежи (преимущественно учащейся) представляет наибольший интерес для авторов сценариев политических кампаний в Беларуси. У них нет шансов перетянуть на свою сторону большинство избирателей, которые жизненным опытом научены ценить то, что имеют, и не вестись на котов в мешке, обещающих радикальные реформы (уже сыты ими на своем веку). При таком раскладе на передний план для деятелей белорусской оппозиции выдвигается не борьба с действующей властью, а конкуренция друг с другом за самую яркую и запоминающуюся политическую кампанию. От итогов этого пиаровского забега будет зависеть, кого из них в следующие пять лет чаще будут приглашать на заграничные форумы и поощрять грантами. Для реализации сценария такой кампании нужна молодежь — участвовать в пикетах, раздавать листовки, собирать подписи, агитировать в Интернете. А в кульминационный момент выборов — в день подведения итогов — позировать для телекамер, имитируя «всенародное возмущение» по поводу «фальсификаций».
Почему молодежь для этих целей предпочтительнее? Ее легче уговорить, у нее больше свободного времени, и она выигрышнее смотрится в кадре. Вот и ищут в оппозиции подходы к молодежи. Людей с лидерскими амбициями привлекают возможностью участия в проектах с громкими названиями («молодежный парламент», форум, международная конференция), семинарами и тренингами (в том числе заграничными), «портфелями» «старшынь суполак» и «каардынатараў рухаў».
Тем, кто считает ситуацию в Беларуси неприемлемой, потому что у них здесь не получается вести образ жизни, культивируемый популярными телеканалами (потреблять и развлекаться, не напрягаясь по поводу учебы или работы), могут предложить тусовку единомышленников, выброс адреналина в публичных акциях и возможность получения легких денег за участие в политкампаниях.
Трезвомыслящие молодые люди, если по молодости и клюют на форумно-конференционный оппозиционный антураж, довольно быстро отходят от этой деятельности, убедившись, что для дальнейшего личностного роста это вариант тупиковый. Исключение представляют только те, кого «старшие товарищи» вынудили сжечь за собой мосты — поучаствовать в противоправных действиях и обзавестись шлейфом административных, а то и уголовных правонарушений. С таким «капиталом» психологически легче остаться в оппозиционном лагере «героем», нежели вернуться к обычной жизни «блудным сыном».
Для молодого человека, последовавшего в силу возрастного романтизма или еще каких-либо причин призыву оппозиции «выйти на площадь» (то есть поучаствовать в незаконных акциях), эта самая площадь оборачивается тупиком, а не трамплином для дальнейшего роста и развития, обещаемого «вождями».
«Вы — будущая элита Беларуси», — говорили участникам беспорядков на Октябрьской площади после выборов 2006 года, отправляя их на учебу в Польшу по «программе Калиновского». Большинство «будущей элиты» в польских вузах так и не доучились, а те, кто все-таки дошел до финиша, пытаются зацепиться в странах ЕС.
Но ведь речь идет о гражданах Беларуси, которые могли бы приносить пользу своей стране, а не искать счастья в чужой. И если они в свое время совершили необдуманный выбор, то это, в каком-то смысле, не только их личная проблема, но и наша общая.
Беларусь предоставляет молодежи высокий уровень социальных гарантий: в их числе — доступность бесплатного образования всех уровней, предоставление первого рабочего места, льготное кредитование жилищного строительства для молодых семей. Тот, кто их критикует, пусть проводит корректные сравнения.
Это правда, что бесплатное высшее образование доступно и в странах ЕС. Но отсев слабо успевающих студентов каждую сессию там в разы выше нашего — ставка делается на то, чтобы до получения диплома доходили только наиболее сильные, которых в итоге оказывается процентов 25—30 от числа поступивших на первый курс. Наши студенты и наше общество готовы к такой системе?
Правда и то, что первое рабочее место молодого специалиста зачастую не сулит высокой зарплаты. Но оно дает профессиональный опыт, который в дальнейшем позволит найти более высокооплачиваемую работу. В той же Польше выпускники вузов могут два-три года работать вообще бесплатно, ради опыта и строчки в резюме, а только потом находят хорошее место.
Льготный кредит молодые семьи (по крайней мере в городах) ждут годами. Но в итоге получают и решают свою жилищную проблему — на условиях, которые ни в какое сравнение не идут с хваленой российской ипотекой. Не далее как в апреле нынешнего года довелось пообщаться с двумя молодыми белорусами, хорошо устроившимися в Москве (один — в «Газпроме», другой — в известной IT-компании). Первый, когда начался кризис, был вынужден сдать в аренду ипотечную квартиру, а себе снимать комнату в «хрущевке». Но потом и это не помогло — квартиру его банк продал с аукциона, причем с учетом падения цен на недвижимость, остался долг еще в $80 тыс., который до сих пор и выплачивается. Второй сумел сохранить ипотечную квартиру благодаря тому, что в самые сложные кризисные месяцы родители из Витебска помогали ему деньгами и продуктами. Но еще 15 лет ему предстоит идти по лезвию ипотечной бритвы, не позволяя себе раскошелиться даже на лишнюю чашку кофе.
Так что в социальном плане Беларусь делает для молодежи много больше, чем государства с сопоставимым или даже большим уровнем доходов на душу населения. Но толком объяснить это всем молодым людям, установить с ними эффективную обратную связь государству, к сожалению, не всегда удается. Этим и пользуются оппозиционные политтехнологи, подбирая кадры для своих сценариев.
Социально активным молодым гражданам необходимо понять, что методы площади в рамках тех сценариев политических кампаний, которыми сегодня оперирует белорусская оппозиция, — это просто театральная постановка, которая ничего не поменяет ни в стране, ни в положении молодежи. Режиссеры заработают «бабки», а массовка — только проблемы. Потому что сценарий умышленно пишут так, чтобы он выходил за рамки правового поля. И вот уже жизнь молодого человека меняет колею и ведет его совсем не в ту сторону, о которой мечталось. Синоним к слову «площадь» в белорусском политическом лексиконе — тупик, а не трамплин или взлетная полоса.