Котт: Говорящее лицо говорит больше, чем когда артист играет. 21.by

Котт: Говорящее лицо говорит больше, чем когда артист играет

15.06.2014 07:06 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 14 июня. Режиссёр Александр Котт получил на «Кинотавре» главный приз за свой фильм «Испытание». Лента снята без диалогов и рассказывает про отца и дочь, которые живут в казахской степи. Девочка влюбляется в приезжего фотографа, но герои даже не подозревают, что рядом с ними пройдет испытание водородной бомбы. По словам режиссера, снять немое полнометражное кино он мечтал давно.

- Расскажите, как появилась идея снять такой необычный фильм для обычного зрителя?

Тут главное не история, а формальный подход. Я мечтал о том, чтобы рассказать историю без слов, то есть с помощью изображения, внятно, понятно для зрителя. Кино было изобретено бессловесным. И тогда было все понятно. И, думая над формой, я стал придумывать кадр. Сначала родился домик в степи, персонажи папа с дочкой. Сначала зарисовка: жизнь в степи. А потом я решил, что эта степь будет находиться в Семипалатинске. И тогда родилась история про испытание ядерного оружия.
В 60-е годы, в огородах падали ступени от ракет. Сумасшедший дом! Потому что никто не знает, что происходит, падает ступень от ракеты. Когда было первое испытание, никто не знал, как это выглядит, какие последствия. И никого не эвакуировали. Когда было второе испытание водородное никого не было рядом, расселили, потому что прошли первые испытания. Первое испытание очень много людей погибло. Просто их снесло. И родилась такая история. Живут люди, у них там страсти какие-то. Но все это ничто. По сравнению с тем, что однажды вырастет этот гриб и сметет, апокалипсис. Я пытался представить, как чувствуют себя люди, которые видели, как из-под земли что-то вырастает. Они же вообще не знали, что это такое. Вот мы с Вами стоим, и вдруг вырастает какая-то черная штука. Вот, про это сумасшествие.

- Но жанр - мелодрама?

Потому что, что фильм про любовь. Я так сформулировал. Любовь на фоне ядерного взрыва.

- У Вас необычный кастинг, то есть Вы не скрываете, что главную роль сыграла непрофессиональная актриса, и она не из Казахстана. Как шел подбор актеров?

Мы долго искали главную героиню, очень долго, и в Казахстане, и в России, и в Казани. Не важна была национальность а тип лица, такой восточный цветок. Сложно объяснить. Очень много было актрис, которые близко-близко подбирались к тому, что у меня в голове. А Лена очень точно попала с моей воображаемой героиней. Мы нашли ее в Москве, надо было снимать очень быстро, потому что 14 лет возраст пограничный. Но мы успели.

*- А остальные актеры? *

Два мальчика учатся в ГИТИСе Данила и Нариман они еще студенты, второй курс, их нашли быстро, как только я их увидел решил, это они. Они еще не испорченные актерским ремеслом, зарабатыванием. И Карим, который сейчас снимается активно, он играет отца у Александра Германа «Под электрическими облаками», по-моему, называется. Хороший артист, который редко снимался. Так вот склеилось.

-Как они восприняли идею такого бессловесного кино? Ведь актеры работают и голосом.

Приняли как данность. Они верят режиссеру. Я искал лица, а не актерское существование. То есть говорящие лица говорят больше, чем когда артист играет. Они поняли какие-то вещи.

-По поводу натуры. Почему вы со съемочной группой переехали в Крым? Неужели рядом с Семипалатинском не нашлось подходящих степей?

Рядом с Семипалатинском снимать нельзя зона, было слишком много взрывов. И мы ездили в Казахстан, были хорошие места. Но тут производственный момент это очень далеко, надо возить артистов, возникали сложности производственного характера. И степь она не имеет национальности.

-То есть получается, от Казахстана ничего, кроме самого подтекста?

Самое главное - Казахстан там есть.

Я не знаю, насколько это вышло у Вас нарочно или случайно, но Вы попали в общемировой тренд. Весной в Москву привозил свой фильм Питер Гринуэй 20 тысяч взрывов на планете Земля если я не ошибаюсь. Потом вышла «Годзилла». Там, не смотря на то, что это блокбастер, заложена вся боль японского народа. Как Вамто в эту струю удалось попасть?

У нас кино все же не про ядерный взрыв, а про ребят, которые родились не в то время и не в том месте. Я смотрел хронику. Они безумно красивы, эти взрывы. То есть эта смерть очень красива. В этом смысле об апокалипсисе думают все, это такой тренд, который в воздухе.

Как раз о красоте картинки. За нее у Вас отвечал Леван Капанадзе, который тоже получил приз «Кинотавра». Расскажите об этом сотрудничестве? Он как Ваш давний соратник сказал6 я сделаю, как ты хочешь? Или были какието споры?

Споры, конечно, были, но в основном они касались как делить горизонт так или так, выше, по центру, композиция. Но это такое совместное творчество и художника, и оператора, и режиссера. То есть получилась такая идеальная связь. Придумывали кадр вместе. Споры были. Но побеждал режиссер.

-А сам взрыв? Откройте секрет, как Вы его создали?

Это компьютерная графика, очень долго разрабатывали. По-моему, получилось очень хорошо. Была задача, чтобы не сделать из этого Голливуд, то есть Годзиллу. И чтобы это было чудовищно красиво, как в хронике. И художественно, потому что художественный фильм. Мне кажется, грань мы не пересекли.

-Я не знаю, читаете Вы критику или нет. Но много критиков сравнили Вашу работу с «Меланхолией» Ларса Фон Триера. Сами Вы чувствуете это сходство? Или у Вас другая аллюзия с апокалиптическим кино?

У меня другая история. Если говорить об источнике вдохновения это Мел Гибсон «Апокалипсис», там страсти, влюбляются, дерутся, потом выбегают на берег и видят вдалеке плывет корабль с крестами, плывет их открывать. То есть все эти страсти, вся эта жизнь это ничто, по сравнению с тем, что сейчас приедет Кук и откроет Америку. Я хотел из этой области что-то. То есть все, что происходит в этом доме ничто, по сравнению с тем, что сейчас из-под земли появится чудище.

-Вы режиссер, на счету которого много кассовых работ. «Елки», «Брестская крепость». Помогает ли такая кассовая слава, чтобы продвинуть «испытание в прокат»? Или этому поспособствует сама кинотавровская награда?

Я думаю, что это кино абсолютно не прокатное. И мы с продюсером отдаем себе в этом отчет. Человек не будет платить свои деньги, чтобы идти в кинотеатр и смотреть кино без слов. Но я надеюсь, что небольшой прокат все же будет, потому что награда «Кинотавра», это, конечно, большая… ?

-Вас цитирую: идеальное кино это кино без слов. Сказали Вы в одном интервью в 2012 году. Тогда вы в Перми на фестивале устроили читку своего сценария. Там тоже было немое кино, там тоже были маленькая девочка и взрослый. Что с этим проектом? У нас есть шанс дождаться еще одного немого кино от Александра Котта?

Это был фестиваль «Текстура», сценарий назывался «Завьялов и Юла». Тоже кино без слов. И он там победил, что приятно, на фестивале ТЕКСТура. Я надеюсь, что что-то будет. Потому что важно же завоевать право делать то, что хочешь, тогда ты будешь делать то, что хочешь. Надеюсь, что получится, в следующем году…

-Вы занимаетесь совершенно разными жанрами. Вы еще не определились, что хотите снимать? Или Вам просто интересно экспериментировать?

Я всеядный, я стараюсь делать то, что никогда не делал. Стараюсь прощупать, понять. Комедия это самый сложный жанр, и я в нем так и не преуспел. Просто интересно как режиссеру. Можно всю жизнь сидеть в окопе и снимать одинаковое кино, одно и то же. Мне интересно как режиссеру залезть на чужую территорию, своровать. И вернуться обратно в окопу.

В том же 2012м Вы были в жюри «Кинотавра». В этом году Вы смотрели фильмы, как фильмы-конкуренты. Был ли диссонанс?

Нет, было очень интересно. Я не рассматривал как фильмы-конкуренты. Я думал, честно, что у нас должна быть операторская награда. И конкурентов я там не видел. В этом смысле. Но сейчас какое-то невероятное новое поколение, новое кино. Наши дебюты были искренние, но корявые. Сейчас это абсолютно профессиональные, с историей, с артистами, яркие высказывания, девочки-режиссеры, потрясающие фильмы. Такое ощущение, что я успел прыгнуть в последний поезд и помахать всем ручкой с этим призом. Потому что сейчас мощные режиссеры идут следом. Пора на пенсию.

-Вы сняли кино без слов, его отметили. Мечта сбылась?

Да, но это плохо. Потому что, когда мечта сбылась, это плохо. Когда мечта сбывается, то о чем еще думать?

-А о чем теперь думаете?

Сейчас буду снимать сериалы. Второй сезон «Обратной стороны Луны». Обратно в окоп, в знакомый окоп.

_Александр Котт родился 22 февраля 1973 года в Москве. У него есть брат-близнец Владимир.
В 1990 году окончил Школу эстетического воспитания при Театре на Красной Пресне. В 1994 году Александр Котт поступил во ВГИК, в мастерскую Владимира Хотиненко, а осенью 1997-го прошел мастер-класс Анджея Вайды в Кракове. В 1997 году состоялся дебют Александра Коттав кино. Его первая короткометражная лента «Фотограф» участвовала более чем в 30 международных кинофестивалях. Окончив ВГИК, он снял еще один короткометражный фильм «Пугало».
Полнометражным дебютом Александра Котта стала лирическая картина «Ехали два шофера», удостоенная приза за лучшую режиссуру на фестивале «Киношок». С 2002 года режиссёр Котт начал работать на телевидении. В 2010 году снял фильмы «Брестская крепость» и «Подсадной»._

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Режиссёр Александр Котт получил на «Кинотавре» главный приз за свой фильм «Испытание» и рассказал, почему любовь на фоне ядерного взрыва в бессловесном кино...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика