Курбан-байрам по-дагестански
05.10.2014 20:32
—
Новости Мира
|
Москва, 5 октября. В эти дни мусульмане отмечают один из своих главных праздников. Курбан-байрам. Он завершает обряд хаджа - паломничества в Мекку. В праздник положено не только молиться, но и принимать гостей. Неотъемлемая часть также - жертвоприношение животных. Жертвенным мясом положено делиться с бедными. Кстати, корнями эта традиция уходит в христианский Ветхий Завет. Когда в жертву вместо сына Исаака Авраам принес барана. В Дагестане по случаю исламского праздника глава республики Рамазан Абдулатипов объявил три дня выходными. Чтобы почувствовать колорит Курбан-байрама на Кавказе, в Махачкалу отправился корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров. Центральная мечеть Махачкалы. Рано утром в субботу на праздничный намаз и проповедь пришли более десяти тысяч человек. Курбан-байрам - один из самых значимых исламских праздников. В этот день завершается паломничество в Мекку - хадж. Впрочем, празднуют и те, кто пока не смог добраться до Саудовской Аравии. Мусульманам напоминают о единстве и милосердии.
Жертвоприношение животных - ритуал, без которого представить себе Курбан-байрам невозможно. В России по поводу этого действа было много споров, ведь иногда баранов резали прямо на улицах. В Дагестане проблему решили кардинально - для забоя скота отвели специальные площадки. А совершать ритуал в общественных местах запретили. За нарушение - штраф. На площадке на окраине Махачкалы во время праздника не протолкнуться. Сюда съезжается весь город. Здесь и рынок, и скотобойня. Территория разделена на три секции. В одной барана можно купить, во второй принести в жертву, в третьей - освежевать и разделать. Для жертвоприношения подходят только животные без видимых повреждений. А потому выбирают их тщательно. Удовольствие не из дешевых. Цена за одного барана - от 5 до 13 тысяч рублей. В зависимости от породы и веса. Для забоя на площадке вырыты несколько сточных канав. Как только они заполняются кровью, ее присыпают землей. На этом участке только мужчины. Детям, кстати, смотреть не запрещают: мол, пусть привыкают и учатся. Барана валят головой в направлении Мекки, потом совершают короткий обряд. Части разделанной туши упаковывают в пакеты. По традиции, себе оставляют максимум треть. Остальное раздают родственникам, соседям и малоимущим. Под этим навесом собирают пожертвования для медресе.
Впрочем, ехать в пригород Махачкалы хотят не все горожане. Некоторые предпочитают резать баранов в своих дворах. Особенно люди состоятельные - благо место есть. Нурмагомедом Гамзатов действует строго по правилам. Мясо сортирует, что-то собирается отвезти матери, а вот за своим подарком пришел его сосед. Из оставшихся частей его жена готовит угощение. В доме ждут гостей. Над лестницей в доме Нурмагомеда висит большая таблица с цитатой из Корана. Отрывок на арабском бизнесмен заучил наизусть. И хотя его дословного перевода не знает, верит, что произнесенный вслух текст может защитить от напастей. «Сыну уже 22 года, когда я прочитаю молитву, чувствую себя покойнее», - говорит предприниматель Нурмагомед Гамзатов. О безопасности Нурмагомед заговорил не случайно. Долгое время Дагестан был самой горячей точкой на карте России. Вражда на почве религиозного противостояния. Теракты следовали один за другим, а их жертвами становились и рядовые жители, и высокопоставленные чиновники, и духовные лидеры. Так, в 2012 году в своем родовом селе Чиркей был убит шейх Саид Афанди Чиркейский - один из самых авторитетных проповедников традиционной для республики ветви ислама суфизма, отличающейся миролюбием, аскетизмом и религиозным прилежанием. С момента убийства прошло два года, а на могилу шейха по-прежнему каждый день приходят десятки людей. Имя Саида Афанди теперь носит местный вуз. Институт теологии, несмотря на свое название, является светским учреждением. Работает по стандартам Минобразования, хотя есть и специфика. «Право, изучение корана, но есть и блок абсолютно нерелигиозных дисциплин - социология, культурология, философия», - перечисляет ректор Дагестанского теологического института Керим Гафуров. Сельский университет, работающий по принципу кампуса, явление необычное. А его руководство - люди изобретательные. Не хватает квалифицированных кадров - проводят дистанционное обучение. Например, урок ведет профессор из Москвы. Нет денег на лицензионное программное обеспечение вроде Windows - ставят бесплатный Linux. Его тут даже в шутку называют халял-софт. Ну а своей основной задачей преподаватели считают борьбу с религиозным экстремизмом.
Хотя борьба с радикалами дело опасное. Есть в Чиркее и свое телевидение - вещает сразу на несколько районов. Сейчас работает без главного редактора, двоих предыдущих убили за их расследования и репортажи. Впрочем, редакция не разбежалась. Сотрудники уверены - их дело правое. «Тем, кто боится, предлагают уйти с работы. Но за все время никто из-за страха не уволился», - рассказал сотрудник телеканала ТВ-Чиркей Шахпан Магомедов. Есть в Дагестане и примеры иного рода - как можно и нужно решать этнические или религиозные проблемы. Город Дербент. Местная мечеть - одна из пяти старейших в мире, построена в 8 веке нашей эры. Уникальный случай: шииты и сунниты молятся здесь по очереди. В городе уживаются самые разные культуры. Вот, репетируют артисты лезгинского театра. А через квартал от них готовится к спектаклю труппа, которой руководит отец певицы Жасмин Лев Манахимов. Это уже горские евреи, причем говорят они на фарси. Кстати, в 2006 году Дербент даже получил премию ЮНЕСКО за содействие толерантности и ненасилию. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В эти дни мусульмане отмечают Курбан-байрам. В Дагестане по случаю исламского праздника глава республики Рамазан Абдулатипов объявил три дня выходными. Mir24.tv
|
|