Как минский холодильник добрался до ЕС, а "Атлант" на своих плечах вынес кризис. 21.by

Как минский холодильник добрался до ЕС, а "Атлант" на своих плечах вынес кризис

25.06.2015 16:38 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Сегодня идет жестокая – другого слова нет – конкуренция внутри Единого экономического пространства и Таможенного союза. Рынок единый, но в нем, к сожалению, у каждого свои условия хозяйствования, которые к тому же резко поменялись с корректировкой курса валют", - рассказывает генеральный директор ЗАО "Атлант" Виктор Шумило. Крупнейший на постсоветском пространстве производитель холодильников, бренд которого известен в Беларуси каждому, пережил непростой год. Как на заводе в Минске собирают самую нужную бытовую технику, когда Западная Европа стала сырьевым придатком белорусского производителя, откуда у крупного экспортера убытки и что делает "умный" холодильник, если вы поставите в него кастрюлю горячего борща, читайте в репортаже TUT.BY.




Про конкуренцию и девальвацию

В прошлом году "Атлант" выпустил почти 1 млн холодильников, снизив объемы производства на 18% по сравнению с 2013-м годом. Хотя еще в первом полугодии шли с плюсом, несмотря на начавшееся падение на одном из ключевых рынков – украинском. Потом проблемы начались и в других странах СНГ: девальвации нацвалют, замораживание зарплат, падение активности потребителей, которые стали меньше инвестировать в товары длительного пользования, тратя все большую часть семейного бюджета на питание и "коммуналку".

За пять месяцев выпуск холодильников снизился на 22%, но почти такой же прирост показал выпуск стиральных машин. "Надо говорить не о выпущенных единицах. Сегодня результат работы предприятия считается совершенно не в тех условиях, что в прошлом году. Экспорт учитывается в долларах, а курс доллара резко вырос на всех основных рынках. К российскому рублю – в два раза, хотя сегодня идет некоторый откат назад. То есть за такое же количество продукции мы получаем меньше валюты, - рассказывает Виктор Шумило. – А для российских производителей такое падение рубля - великое благо".

Два месяца, апрель и май, "Атлант" отработал на четырехдневке. В первую очередь это связано с сезонностью продаж, разъясняет гендиректор. В Беларуси рынок крупной бытовой техники просел процентов на 40, как и в России, в Украине – на все 80-90. "Но долю рынка мы свою нигде не уменьшили, а в Украине она выросла", - уточняет он.

Ситуация на рынке холодильников постсоветского пространства оказалась жесткой: все производится внутри ЕЭП, и мощности превышают потребности. "И по холодильникам превышение больше, чем по стиральным машинам, - объясняет Шумило. - Мы – миллионник, LG – миллионник, Indesit – миллионник, на полмиллиона выходит Bosch… В России все крупные мировые бренды уже построили производства, мы конкурируем уже не с российскими, а с мировыми производителями".

В прошлом году крупные белорусские экспортеры во всех отраслях считали убытки от экспорта, в первую очередь – от поставок в Россию. "Страна ориентируется на экспорт, а условия оказались такие, что больше всего пострадали экспортеры. Что-то не так, - размышляет директор. - Если создается экономический союз, должна быть какая-то координация и ответственность. А пока союз создан, но каждый сам по себе. И протекционизм внутри ЕЭП процветает. За бюджетные деньги, к примеру, можно купить продукцию только российского производителя".

В итоге, констатирует Виктор Шумило, убытки по курсовым разницам составили в прошлом году около 400 млрд рублей. "Кроме того, во все кризисы в Беларуси мы продавали свою продукцию без права повышения цены, чтобы насытить внутренний рынок. Естественно, на это положили немалые деньги, и часть убытков была именно от этого. Торговля у нас в убыток работать не может, а вот промышленный производитель…", - разводит руками директор. Но по четырем месяцам нынешнего года "Атлант" сработал прибыльно, заверяет руководитель.




Для получения положительного результата пришлось поработать над снижением себестоимости, сократить которую в прошлом году удалось на 8%. "В том числе и за счет уменьшения численности работников. Прямых сокращений у нас не было, но процентов на восемь численность снизилась. В основном – за счет выхода на пенсию. Но процесс этот нужно всячески стимулировать. В частности, формировать развитие сферы услуг. Мы сегодня по сфере услуг значительно отстаем – туда надо направляться и усилия, и людей", - предлагает директор.

"Атлант" также работает над диверсификацией экспорта. Но есть нюанс, о котором никто не говорит, предупреждает Шумило: "Из всех мест, куда мы могли бы поставлять продукцию, терпимые таможенные пошлины только в Западной Европе – до 3,5%. Туда и поставляем. Остальные страны вокруг нас имеют ввозные пошлины и 20, и 30, и 40%. То есть наши поставки ограничены мерами по защите рынка".

В Западную Европу белорусский производитель поставляет холодильники под брендами розничных операторов. "В Европе крупные розничные ритейлеры, Media Markt, Auchan, имеют собственные торговые марки, под ними товар готовы производить самые известные мировые производители, в том числе и мы, - рассказывает начальник коммерческого отдела Игорь Прозукин. - А в страны СНГ и Балтии мы продаем только "Атланты". Зачем нам распылять торговые марки и создавать каннибализм по собственному бренду?"


На экспорт реализуется 75% продукции "Атланта", его доля на рынке Беларуси по холодильникам в последние годы составляет от 60 до 70%, по стиральным машинам – более 50%. В ЕС Атлант продает около 15% стиральных машин и немного меньше - холодильников. Крупнейший потребитель - Германия. В России "Атлант" держит 18-19% рынка

Компенсировать падение ключевого рынка сложно, признаются на предприятии. В настоящее время несколько выросла доля продаж в страны Средней Азии, в дальнее зарубежье, активно идет работа с российским рынком. "Тут и новые каналы сбыта, и маркетинговые мероприятия", - поясняет Прозукин.

Когда цена важнее "наворотов"

Потребитель в кризис смотрит в первую очередь на цену, "навороты" и бренд в кризис ценятся меньше. Также важны надежность и неприхотливость в обслуживании. "Именно в кризисные годы "Атланту" удавалось увеличить свою долю рынка", - отмечает начальник коммерческого отдела. В том числе – на внутреннем рынке, когда после кризиса 2011 года белорусы повернулись лицом к отечественному производителю.

Жесткая конкуренция производителей на руку потребителю, любой каприз которого готовы воплотить в жизнь. Сейчас лидеры продаж – холодильники максимально большого объема, двухметровые, с большими морозильными камерами. В новых линейках активно используются современные технологии, есть нулевые зоны, внешние дисплеи, растет доля холодильников с популярной системой No frost, не требующих размораживания.

"По-прежнему потребитель интересуется количеством полочек и ящичков внутри. Ему кажется, чем больше - тем лучше. Это чистый маркетинг. И лежит на этих полочках вовсе не то, для чего они предназначались. К примеру, мы анализировали, как часто пользуются полкой для бутылок, – очень редко. Но если ты заявляешь, что холодильник у тебя без полки для бутылок, продажи его почему-то падают
", - рассказывает Игорь Прозукин.

По ширине холодильников у "Атланта" три линейки – узкие, 54 см; стандартные, 60 см; широкие - 70 см. "Размеры холодильника зависят и от размера кухни, и от культуры питания, - говорят на предприятии. - В Европе кто-то предпочитает полуфабрикаты, кто-то – свежее, но варить борщ на несколько дней, как у нас, не принято".


Несмотря на появление на рынке холодильников разных цветов, 70% продаж приходится на традиционные белые холодильники, на втором месте – металлик (25%), темный металлик "Атлант" вывел на рынок недавно, и он уже вышел на третье место. Замыкают пятерку популярных цветов бордо и беж

В ближайшие годы одним из важнейших критериев выбора станет класс энергоэффективности, прогнозируют эксперты. Еще два-три года назад в продаже встречались холодильники С-класса, они до сих пор эксплуатируются. До сих пор продается В-класс. Сам "Атлант" холодильники ниже А-класса не выпускает. На европейском рынке уже активно продаются А++ и А+++, и белорусский производитель идет за требованиями законодателя мод в ЕС, Германии, чтобы быть конкурентоспособным и в ЕС. Энергоэффективные агрегаты дороже за счет более дорогого компрессора (разница в цене компрессоров - около 30%), пены с лучшим коэффициентом теплопроводности и др., но экономия в потреблении электроэнергии А и В класса приличная - 25-30%.

В комнате для переговоров "Атланта" стоит холодильник side by side со знакомым атлантовским значком. "Был пилотный проект с одной известной азиатской компанией. Но чтобы самим выпускать такие холодильники, надо совершенно новое производство – завод с нуля строить. Это огромные инвестиции, - рассказывает начальник коммерческого отдела. - Вариантом развития направления может стать работа с качественным азиатским производителем".

Впрочем, доля холодильников side by side на рынке очень незначительна - около 1,5% - и устойчивой тенденции к росту она не имеет, а на некоторых рынках – падает, ведь функционально холодильник не самый удобный и полезный объем у него маленький, объясняют на предприятии. Да и на другие премиальные и нестандартные холодильник спрос ощутимо упал. А вот популярность встроенных холодильников будет расти, прогнозируют на "Атланте". Сейчас здесь производится одна такая модель, и доля рынка микроскопическая, 0,5%-1%, но она растет, так что модельный ряд будут расширять. В Европе "встройка" занимает уже до 30% рынка.

"Да он еще до моего рождения выпущен!"

Первый бытовой холодильник выпустили в США еще в 1913 году, а в 1939 году новинка появилась в СССР, где первый холодильник изготовили на Харьковском тракторном заводе. Минскому заводу газовой аппаратуры поручили освоить производство в 1959 году, и весной 1962 года начался выпуск холодильника "Минск-1", который для экономии рабочего места на кухне был встроен в кухонный стол.




За год в Минске выпустили 3,8 тыс. холодильников – как сейчас в сутки. Первые модели выпускались с металлическим внутренним шкафом. В 70-е внутренний шкаф уже пластиковый, но между стенками еще стекловата. С "Минск-10" ее заменит пенополиуретан.

С "Минск-5" производитель выходит на мощности 500 тысяч холодильников в год, но в условиях очень высокого спроса выжимает из оборудования и по 750 тысяч.

Первый двухкамерный холодильник в СССР, "Минск-7" выпущен здесь в 1973 году. А самым массовым холодильником в истории завода стал двухкамерный "Минск-15", который помнят многие, заставшие Союз. Сейчас завод изготавливает 36-й миллион холодильников, из них 4 млн – "Минск-15".


Уже с 1963-го года предприятие перешло на классические и привычные формы - холодильники "Минск-2" и "Минск-3"

По документам срок эксплуатации холодильника "Атлант" – 10 лет, хотя многие производители уже перешли на пяти-семилетний срок. После заявленного срока эксплуатации ни один производитель не отвечает за изделие и его пожарную безопасность. У нас иные традиции – отработавшие добрые 15 лет в городе холодильники уезжают не на свалку, а на дачу или в деревню, где еще можно увидеть и допотопные "Минск-16".

"Пусть он не ломается, но владелец должен соизмерять и класс энергоэффективности – он же электричества потребляет, как 5 новых! Купить вместо него новый и выгоднее, и безопаснее. Вы оставляете на ночь работать во влажном после зимы помещении 30-летний холодильник, происходит замыкание проводки, и вы уже рискуете своей жизнью. Такие случаи бывают, и виноват тут только пожадничавший потребитель", - предупреждает начальник отдела сервиса Вадим Прокопчик.

Надежность техники - основа имиджа любой торговой марки, а для владельцев холодильника - возможность его оперативно починить в случае неполадок - важный критерий в пользу того или иного производителя. Идеальный ремонт холодильника тот, который выполнен в течение 24 часов, рассказывает специалист. Для этого проводится унификация запчастей, развивается сервис в регионах продаж. В Беларуси средний срок ремонта – до трех дней. В Минске и Минском районе обычно заявки исполняются "сегодня на сегодня" и "сегодня на завтра".

"Хотя у нас активно развивается сервис онлайн-заявок, до сих получаем мы и обычные письма по почте. Обычно пишут бабушки: пришлите, мол, полочку для снятого уже лет 10 назад с производства холодильника. А что делать? Пишем ответ и связываемся с ближайшим сервисом. Пока ответ идет, полочку уже ей найдут и доставят", - улыбается Вадим Прокопчик.

Если линейка холодильников снята с производства, комплектация для них производится еще 10 лет. "Но есть единичные обращения по "динозаврам", которые еще до моего рождения были выпущены. Но тут уже мы бессильны!", - предупреждает начальник отдела сервиса

"В прошлом году была заявка на ремонт "Минска-16", экспортного, еще с Мажейкяйским компрессором. Специально сам поехал посмотреть. В идеальном состоянии холодильник! Всего-то пластмассовый ограничитель у двери поломался. А ему больше 20 лет", - удивляется специалист.

Как это делается

Создание нового холодильника начинается с задания маркетологов. Проводится анализ рынка, выбор технических характеристик, и конструктор создает первый образец, который отправляется на предварительные испытания. Они могут длиться для принципиально нового изделия, к примеру, холодильника-ларя, до пяти лет. На No frost ушло 2,5-3 года, рассказывает начальник центра исследовательских и экспериментальных работ Дмитрий Жуковский.

"Потребитель всего открыл и закрыл дверь, а электронный блок должен с помощью датчиков снять показания и сигнализировать, включать или не включать компрессор и на сколько. Нужно обеспечить температурный режим, циркуляцию воздуха, режим замораживания. Кроме того, мы должны предугадать нестандартное поведение потребителя. А что если он кастрюлю с горячим борщом в холодильник поставит? Как холодильник должен себя вести? Он, к примеру, должен выдать ошибку на дисплей - сообщение, что следует убрать предмет, создающий проблему, или вызвать мастера. Надо также сымитировать различные поломки, проверить выдачу сообщений. Все это – исследовательская работа", - отмечает Жуковский.

Процент отказов по холодильникам – не больше 0,7-0,8%. На электронику приходятся доли процента, но она очень чувствительна к перепадам напряжения в сети. "На селе, в деревнях есть проблема больших перепадов напряжения и низкого напряжения в сети. Мы закладываем требование: изделие должно работать от 170 вольт при норме 220 вольт. При 170 он не покажет заявленные характеристики, но должен нормально выдерживать температуру. Кроме того, холодильник должен выдерживать напряжение до 270 вольт. Если где-то в деревне сосед-сварщик включит свой аппарат, наш холодильник скачок напряжения выдержит. За что их и ценят, особенно в России, Украине", - уточняет начальник центра исследовательских и экспериментальных работ.

В Минске действует производство холодильников по полному циклу. Он начинается с раскроя металла на производстве в Шабанах, где "Атлант" делает стиральные машины. На площадке на проспекте Победителей работают штамповочные линии и профилировочные линии, с которых сходят боковые панели и двери будущего внешнего шкафа холодильника.




На следующем этапе дверь, правую и левую стенку надо окрасить. Для этого есть линия полимерного покрытия. Использование сухих красок и для экологии лучше, и разнообразие цветовой гаммы можно обеспечить без длительных промывок оборудования. "Тут все просто – на металл подается минус, на частички краски – плюс. Процессом управляет один оператор – все максимально автоматизировано", - рассказывает начальник цеха сборки холодильников Руслан Давидович.


Весь процесс полимерного покрытия занимает 1,5-2 часа




В цехе пластмасс из маленьких гранул полистирола производится экструзия листа, который станет внутренним шкафом холодильника. Все роботизировано, управляет производством один человек.








Разогретый до 130-150 градусов лист раздувается под струей воздуха и принимает нужную форму. Моментальное охлаждение, и шкаф готов

Полистирол "Атлант" закупает в основном в Германии, как и краску. "Западная Европа – наш сырьевой придаток в части производства холодильников и стиральных машин. Там мы покупаем только сырье", - с гордостью говорит директор предприятия.

На отдельном участке делают испарители. "Испаритель – это и есть те кровеносные сосуды, по которым хладагент течет, и вырабатывается в одном месте холод, в другом – тепло", - уточняет Давидович.


Испаритель делается из алюминия и меди




Хладагент в современном холодильнике – это изобутан R600. "Проще говоря, обычный природный газ. Его движение по трубкам обеспечивает температуру внутри камеры", - объясняет начальник цеха сборки холодильников. Среди преимуществ изобутана перед другими хладагентами, в частности, перед печально известным фреоном, отсутствие вредного влияния на озоновый слой.

Испаритель, по которому будет течь хладагент, монтируется к тем стенкам, которые должны охлаждаться. На этом этапе важно обеспечить плотное прилегание того, что отдает температуру с тем, что получает,  то есть испарителя с задней стенкой.
















Все процессы сборки, упаковки и испытаний занимают 4-5 часов.

Подсобранный внутренний шкаф соединяют с наружным железным. Это происходит на конвейере стыковки.
"Это то, что в автомобилестроении называют "женитьбой" – когда кузов и шасси соединяют. Правая и левая металлические панели, монтаж деталей и узлов. Заднюю стенку выкладывают фольгокартоном – он служит для пароизоляции и не пропускает влагу", - рассказывает Руслан Давидович.

На следующем участке пространство между стенками заполняется пенополиуретановой теплоизоляцией на автоматической линии.


Процесс полимеризации занимает около 6 минут. Морозильная камера уже готова выдерживать требуемые минус 24 градуса, холодильная – от нуля до +10




Приближаемся к финалу. На участке сборки появляются электрокомплектующие, управляющие работой холодильника, и компрессор.

С развалом Союза компрессоры для белорусских холодильников остались в Литве, поэтому было решено строить собственный завод. Технологию закупили у японской Sanyo и с 1993 года начали выпуск. С учетом отечественного компрессора доля импортного в "Атланте" не превышает 30%. Электронику "Атлант" предпочитает европейскую - ее делает компания Invensys, входящая в концерн Schneider Electric. Производство у них размещено в Словакии.


Монтируют сердце холодильника - компрессор, агрегат, создающий разницу давлений

Когда компрессор работает, хладон, находящийся в жидком виде, под давлением впрыскивается в испаритель. В испаритель входит жидкая фаза, внутри испаряется, переходя в газообразное состояние и поглощая тепло. Холод через заднюю стенку обеспечивает охлаждение содержимого холодильника.

Создавая давление с одной стороны, компрессор с другой стороны создает вакуум, которым парогазовая смесь засасывается в конденсатор. Здесь хладагент из газообразной смеси опять превращается в жидкую, при этом выделяется тепло. Поэтому внутри холодильника – холодно, а решетка конденсатора – теплая. На этом этапе сборки важно обеспечить герметичность системы.


Газосварщик производит пайку холодильного агрегата, потом система вакуумируется и заправляется изобутаном

"Не пугайтесь, что газ горючий, – его количество в холодильнике ничтожно малое", - отмечает Давидович.


Готовые холодильники обязательно ждут проверки: в первую очередь – на безопасность, а затем - на работоспособность


Финальное красное клеймо – изделие годно и безопасно

Готовые холодильники отправляются в торговую сеть, и начнется та самая жесткая конкуренция. Готов ли к ней "Атлант"? "Атлант" никогда не боялся конкуренции. Я бы даже сказал, наоборот, жесткая конкуренция не позволяет расслабляться и постоянно поддерживает в тонусе все наши подразделения. За долгие годы мы уже привыкли к такому ритму, поэтому успешно преодолеваем возникающие трудности, - говорит Виктор Шумило. - В сегодняшней ситуации мне бы хотелось, чтобы современный потребитель понимал, что мы делаем не хуже, а иногда и лучше, чем европейцы. При этом есть цифры международных организаций, которые это подтверждают. И речь не только про холодильники. Если ты купил белорусский продукт, белорус получил зарплату, белорусский пенсионер – пенсию. А иначе все это получает немец, швед или поляк..."




Нынешние мощности "Атланта" рассчитаны на выпуск 1,35 млн холодильников в год, от дачно-студенческих до премиальных. Здесь выпускают 55 моделей и 180 модификаций изделий.

































Всего в объединении работает около 6000 тысяч человек. 


 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Крупнейший на постсоветском пространстве производитель холодильников, бренд которого известен в Беларуси каждому, пережил непростой год. Как на заводе в Минске...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика