«Доволен всем, чем судьба одарила». 21.by

«Доволен всем, чем судьба одарила»

03.08.2012 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

НО СУДЬБА распорядилась иначе, закрыв дорогу в летное училище, еще когда он был ребенком, и перевела стрелки его жизненного пути в направлении сельского хозяйства, ответственной руководящей работы в разных структурах и должностях. В таких случаях иногда говорят, что человек оказался не на своем месте. Но только не Александр Анатольевич. Он производит впечатление человека, для которого любое место было бы «своим». Поэтому, с одной стороны, так и не сбылась его заветная мечта, но с другой — в 1976-м Горецкая сельхозакадемия обрела прекрасного студента, воспитала отличного специалиста и получила в результате надежного партнера — нынче в качестве главы района-лидера Могилевской области.

— Александр Анатольевич, для многих альма-матер — лишь место получения образования, а годы, на это потраченные, — годы учебы, не более, просто прошлое. А для вас?

— Для меня это и прошлое, и настоящее. Академию нашу люблю и всегда говорю о ней с гордостью. Приезжаю туда с трепетом в сердце. И учиться именно в этом вузе было судьбой предначертано. Единственное — не могу привыкнуть к слову «государственная» в названии. В моем дипломе его нет. Окончил факультет механизации сельского хозяйства. Учился с 1976 по 1981 годы. У нас был 30-й выпуск мехфака — юбилейный. Годы учебы и в академии, и в Минской высшей партийной школе — это лучшие годы, молодость, самые добрые воспоминания. Преподавателями были замечательные люди. Всех их помню, со многими поддерживаю связи и сегодня. С однокурсниками также. В прошлом году было 30-летие нашего выпуска, а собираемся все вместе каждые 5 лет, приглашаем на такие встречи преподавателей, декана факультета. К сожалению, некоторые ребята уже ушли из жизни, а тех, кто живет и работает в разных уголках Беларуси, есть номера телефонов — всего курса! Мы очень дружны, во всем помогаем друг другу, особенно с теми, кто работает на Могилевщине, потому что в одной области и возможностей больше чаще видеться, сотрудничать, как-то взаимодействовать. Словом, держимся друг друга и по-доброму относимся. Поверьте, если я приеду к тому же Сергею Сурменкову, который работает председателем одного из сельисполкомов района, а до этого руководил хозяйством, и попрошу воды напиться, так он еще и покормит! Потому что между нами просто добрые, дружеские отношения.

— Наверное, и с вузом поддерживаете связи?

— В академии являюсь членом попечительского совета. С вузом поддерживаем тесные связи, с преподавателями также, и со студентами, аспирантами. Кафедры ветеринарии, племенного дела работают в наших хозяйствах. Преподаватели приезжают вместе с аспирантами и студентами. На хозрасчете зоотехники и ветврачи из Горок работают по договорам у нас в сельхозпредприятиях. Растениеводы реализуют программы по тем же люцерне, клеверу. В принципе, кроме практических занятий, проводим со студентами встречи раз в год, привлекаем молодых специалистов на работу. Кстати, сегодня молодежи гораздо проще и легче трудоустроиться в сельхозпредприятия. Сейчас работа молодого специалиста совершенно другая. Да и всего АПК. Вспоминая, когда я пришел молодым специалистом в хозяйство, и сравнивая с тем, какие условия созданы сегодня для вчерашних студентов, понимаю, что это — небо и земля. В большинстве случаев сейчас их ждут новые технологии, современное оборудование, хорошие условия труда и проживания, достойная зарплата — только работай! А что у нас было, кроме энтузиазма?

— А выбор профессии и вуза, соответственно, чем обусловлен?

— В детстве я мечтал стать летчиком, потому что отец был военным летчиком. Мать — педагогом. Но на самом деле они были своего рода исключением из правил: три дядьки работали председателями колхозов, дед был директором МТС. И все мое детство у бабушки прошло. То есть рос на сельское хозяйство глядя. Тем не менее поступить в летное училище попытка была, которая завершилась провалом — медицинскую комиссию не прошел. Когда был маленьким, то повредил серьезно  левую ногу  — и сейчас стержень стоит. Но дело молодое — горячее, а решительности и оптимизма было — хоть отбавляй! Поехал поступать в летное училище. «Ноги прошел» за меня одноклассник. Но шрам-то у меня был — его не спрячешь. Один из врачей и спросил, откуда он у меня. Я сказал, что разбил, расцарапал ногу, на что доктор ответил: «Да нет. Это не твои ноги на снимке». Отправили на повторное обследование и, естественно, подвох обнаружили. На этом моя карьера летчика закончилась, не начавшись. Когда ехал домой, уже знал, куда пойду учиться — на механический факультет аграрного вуза. Не было и мыслей о другой профессии и сфере деятельности — примеров-то перед глазами было достаточно. А мехфак потому, что иначе как инженером никем себя не видел. Думал, что поеду в Киев в академию, потому что про Горецкую даже не знал, хотя отец служил в Кричеве, где мы и жили в военном городке. Но решающую роль сыграл случай. Приехал в Кричев и на вокзале встретил знакомого. Дело было 29 июля — как сейчас помню. А 30-е число было последним днем подачи документов в Горецкую сельхозакадемию. Спрашиваю товарища, куда собрался. Говорит, в академию документы везет. Я удивился: «В какую академию?» Он и говорит: «В Горки, в сельскохозяйственную». Спрашиваю, на какой факультет. Отвечает: «Гидромеханический. Это мелиорация. Специальность — инженер-механик по мелиорации». И протягивает мне лист бумаги, где перечислены факультеты и специальности. Смотрю, а там — мехфак! Приехал домой, оставил чемодан и на следующий день отвез туда документы. Сдал два экзамена и сразу же набрал вступительный балл. У меня аттестат был хороший — только две четверки: «хромали» английский и русский языки. Зато при поступлении сдал физику и математику устно на пятерки, и меня освободили от сдачи дальнейших экзаменов. Проходной бал был 12,7, а я уже набрал 14,9, поэтому и зачислили сразу.

— Так школу с медалью окончили?

— Нет, медаль не дали — по поведению была тройка! В 9 классе, когда копали картошку за городом, нашел в поле минометную мину. Она была пустая, без взрывателя. Я ее в ведро положил и отнес в кусты — спрятал. Ну а вечером после работы сели все ребята вокруг костра картошку печь. Мы с «пацанами-сообщниками» подошли к ним, я бросил в костер эту мину, и мы побежали. Ну а за нами — все остальные.  И в 10 классе когда учился, играли в популярную тогда среди детей и подростков игру: друг другу взбирались на плечи, бегали и толкались. Друг взобрался мне на плечи и понеслись мы по актовому залу. Доигрались до того, что упал и разбился об отопительную батарею один предмет, который стоил 140 рублей. Родители, конечно, сообща купили то, что мы разбили.

Зато учеба давалась легко.  По физике на областных олимпиадах среди школьников занимал призовые места, как и по математике. За это тогда полагались «Пахвальныя лісты» — за хорошую учебу.

— Александр Анатольевич, о неплохом положении дел в Шкловском районе немало написано, рассказано, в том числе и в «БН». Поэтому хотелось бы больше узнать о том, на чем основаны эти стабильность и развитие сегодня, именно в наши дни. То есть что лежит в основе вас как человека, а следовательно, вашей работы, руководства районом, которые приносят ощутимые результаты?

— Конечно, требовательность, самодисциплина, инициативность. Нужно постоянно быть в движении, генерировать идеи и воплощать их в жизнь на благо района и людей, которые здесь живут. Это как у вашего брата-журналиста — ни дня без строчки. Но в основе основ — чувство справедливости. Оно у меня обостренное. Еще в детстве, когда из окрестных деревень к нам в военный городок приходили на танцы ребята, «наши» носы задирали: мол, деревенщина. А когда затевали с ними драку, я всегда был на стороне деревенских пацанов и лупил своих же. Мне просто было жалко сельских ребят, когда их обижали ни за что, и я за них заступался. Ведь то, что у кого-то отец — военный, ни о чем не говорит. У меня отец был военным летчиком, так это же не означает, что я был выше по социальному положению или чем-то лучше того парня, который в деревне жил. Нередко ведь было наоборот. Так я рассуждал даже в детстве…

— Александр Анатольевич, где началась ваша трудовая биография?

— Первое место работы — инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка в совхозе «Писаревщина» Министерства сельского хозяйства СССР в Мстиславском районе. Сильное было хозяйство: 12 инженеров, 8 из них — с высшим образованием. И по тем временам, кроме такого кадрового состава, в совхозе было 120 тракторов, из них пять «Кировцев» и около пятнадцати Т-150, а также около 75 машин. Это была мощь! У меня до сих пор хранятся акты переписки машинно-тракторного парка. Правда, работал только месяц в этой должности. Потом в отпуск ушел инженер по трудоемким работам по животноводству. А уже спустя два месяца после трудоустройства, 15 февраля 1982 года, мою кандидатуру утвердили в Москве на должность главного инженера совхоза. Работал до ноября 1985-го. Потом 2 года был освобожденным секретарем парткома, затем — Минская партшкола, 9 лет работы председателем колхоза «26-й съезд КПСС» Мстиславского района. После этого чуть больше года работал в Комитете государственного контроля, затем — заместителем председателя, начальником управления сельского хозяйства Чаусского райисполкома, председателем Лунинецкого райисполкома 4 года, потом заместителем председателя Могилевского облисполкома и вот последние 3,5 года — председатель Шкловского райисполкома.

— Удивляет не столько биография, сколько география вашего трудового пути! Не отразилось ли это негативно на детях, к примеру, которым приходилось из школы в школу переходить?

— Никоим образом. У меня прекрасная семья — супруга и две дочери. И внучка уже есть — годик исполнился. Дочки окончили школу с медалями: младшая — с золотой, старшая — с серебряной. Старшая так же, как и я, окончила Горецкую сельхозакадемию и работает в Могилеве главным агрономом-семеноводом семенной инспекции, ведет в области лен и картофель. Младшая сейчас в декретном отпуске, окончила Белорусский государственный экономический университет. Работает на «Славпродукт» («Амкодор») главным экономистом. Супруга Людмила всю жизнь проработала педагогом, сейчас сменила деятельность и трудится в городе Шклове. Словом, люблю свою семью, доволен детьми, горжусь ими и не скрываю этого. И всем хорошим доволен, чем судьба одарила. В том числе профессией, работой. Ни разу не пожалел, что не в небе оказался за штурвалом самолета, а на земле — сначала за рулем сельхозмашины, а теперь вот — за штурвалом такого «корабля», как Шкловский район.

Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

Фото автора

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
НО СУДЬБА распорядилась иначе, закрыв дорогу в летное училище, еще когда он был ребенком, и перевела стрелки его жизненного пути в направлении сельского хозяйства,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика